13.08.2012



Судья Хазипова М.Х.                                            Дело 33-2024

                                                                                05 июля 2012 года

                                                             

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ      

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шевченко Г.М.,

судей Мартыновой Т.А., Сидоркина И.Л.,

с участием прокурора Новиковой И.В.,

при секретаре Скрябиной А.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове дело по апелляционной жалобе КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» на решение Малмыжского районного суда Кировской области от 05 мая 2012 года, которым постановлено:

         Исковые требования прокурора Малмыжского района Кировской области, заявленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Калининского сельского поселения, Кировскому областному государственному казенному учреждению «Дорожный комитет Кировской области» и Правительству Кировской области, удовлетворить частично и обязать Правительство Кировской области в течение трех месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу организовать обеспечение освещения проезжей части улицы <адрес> - отрезок автомобильной дороги межмуниципального значения «<данные изъяты>» - у дома № , в темное время суток, в соответствии с требованиями п. 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утверждено постановлением Госстандарта РФ от 10 октября 1993 года № 221), приложения 2 п. 4.8 ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог».

В удовлетворении остальной части требований прокурору района отказать.

Освободить Правительство Кировской области от судебных расходов, в том числе и от госпошлины.

Заслушав доклад судьи Сидоркина И.Л., судебная коллегия Кировского областного суда     

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Малмыжского района Кировской области обратился в суд с иском к администрации Калининского сельского поселения и КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» о признании незаконным бездействия и возложении на них обязанности по устранению нарушения в части освещения проезжей части улицы. В обоснование иска указал, что прокуратурой Малмыжского района проведена проверка соблюдения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и безопасности дорожного движения по вопросу осуществления дорожной деятельности в части обеспечения ремонта и содержания дорог в соответствии с установленными стандартами и правилами. В ходе проверки установлено, что администрацией Калининского сельского поселения и КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» не обеспечено освещение проезжей части улицы <адрес> в темное время суток, что является нарушением требования п. 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утверждено постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221), приложения 2 п. 4.8 ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог».

Улица <адрес> является очагом аварийности.

Ранее направленные отделением ГИБДД ОМВД России по Малмыжскому району в администрацию Калининского сельского поселения информации за № от <дата> года, а также в КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» за № от <дата> года о необходимости принятия соответствующих мер к освещению улицы <адрес> должного результата не дали.

Прокурор просил, с учетом измененных в ходе рассмотрения дела требований, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Калининское сельское поселение» и Правительства Кировской области, выразившееся в непринятии мер к организации освещения проезжей части улицы <адрес> в темное время суток и обязать администрацию муниципального образования «Калининское сельское поселение» и Правительство Кировской области в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить освещение проезжей части улицы <адрес> в темное время суток в соответствии с требованиями п.4.6.1 ГОСТ Р 50597-93.

Определением Малмыжского районного суда от 19.04.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Кировской области.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В жалобе и.о. директора КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» Ашеев Н.И., со сылкой на пп. 21, 23 п. 5 ст. 32 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав «Калининское сельское поселение», решение Малмыжского районного суда Кировской области от <дата> года и апелляционное определение Кировского областного суда от <дата> года, просит отменить решение Малмыжского районного суда от 05 мая 2012 года как незаконное и необоснованное. Указывает, что благоустройство территории поселения, в том числе организация освещения населенных пунктов поселения, отнесены к вопросам местного значения, и обязанность по освещению улицы <адрес> должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Калининское сельское поселение». Полагает, что выполнение работ по организации освещения улицы <адрес>, расположенного на территории МО «Калининское сельское поселение», за счет средств бюджета Кировской области повлечет нецелевое использование бюджетных средств.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Малмыжского района Кировской области и глава администрации Калининского сельского поселения Малмыжского района Кировской области приводят доводы о законности оспариваемого судебного акта и просят оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по доверенности Ветошкин О.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Прокурор Новикова И.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

         Как предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон «Об автомобильных дорогах») автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.           

          Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, тротуары, остановочные пункты, будучи элементом обустройства автомобильных дорог, дорожным сооружением, являются технологической частью автомобильной дороги.

Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническимнормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

         Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности

Из ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

         Статья 50 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления» предусматривает, что муниципальные образования могут иметь в собственности автомобильные дороги общего пользования, в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения.

         Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.

        Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.

         В соответствии с критериями отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, утвержденными постановлением Правительства Кировской области от 29 мая 2009 года №13/130, к автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального значения относятся автомобильные дороги и их участки, обеспечивающие связь административного центра Кировской области, межмуниципального значения - автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие связь административных центров муниципальных районов между собой.

        Участок автомобильной дороги «<данные изъяты>, протяженностью км» вошел в Перечень (в ред. постановления Правительства Кировской области от 16 февраля 2011 года № 90/25) автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Кировской области, которые в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 29 мая 2009 года № 13/130 не переданы в муниципальную собственность, следовательно, спорный участок автодороги находится в собственности Кировской области и в муниципальную собственность Калининского сельского поселения не передавался.

       В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно разделу 6 Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, их участков и сооружений на них, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 25 августа 2009 г. N 22/266, финансовое обеспечение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется за счет средств областного бюджета на основании утвержденных Правительством области нормативов финансовых затрат на работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог в зависимости от категории автомобильной дороги, ее значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

       Таким образом, обязанность по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального значения, включая обеспечение стационарного электрического освещения, возлагается на лицо, в чьем ведении находится автомобильная дорога регионального значения.

        Исполнение этой обязанности не находится в какой-либо зависимости от того проходит ли автомобильная дорога общего пользования регионального значения по территории населенного пункта, т.к. в результате этого она не приобретает статус автомобильной дороги, находящейся в муниципальной собственности, за содержание и освещение которой ответственны органы местного самоуправления.

       При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по организации искусственного освещения проезжей части ул. <адрес> возле дома № в темное время суток на собственника спорного участка дороги (<данные изъяты>) - Правительство Кировской области.

Ссылка в апелляционной жалобе на состоявшиеся ранее судебные решения является несостоятельной, поскольку для настоящего спора указанные в жалобе судебные акты не имеют преюдициального значения и касаются иных обстоятельств.

Прочие приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.

Обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами конкретного дела, требованиями ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Малмыжского районного суда Кировской области от 05 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:     

                                       Судьи: