Судья Бронникова О.П. Дело № 33-2319 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Киров «25» июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего Ворончихина В.В., судей Лысовой Т.В., Моисеева К.В., при секретаре Калабиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кирово - Чепецка Кировской области поданному в интересах неопределенного круга лиц к ОАО о возложении обязанности, по апелляционной жалобе ОАО на решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 29.05.2012 года, которым постановлено: Иск прокурора города Кирово - Чепецка в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО» удовлетворить. Обязать ОАО ограничить доступ абонентов (юридических и физических лиц) Кировской области к интернет - ресурсу (сайту) № путем технической блокировки доменных имен. Заслушав доклад судьи Моисеева К.В. судебная коллегия, установила: Прокурор города Кирово - Чепецка Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ОАО о возложении обязанности ограничить на территории РФ доступ абонентов к интернет - ресурсу № путем технической блокировки доменных имен. В обоснование иска указал, что в результате проверки выявлено, что в Кировском сегменте сети Интернет, доступ к которому предоставляется интернет - провайдером ОАО, в нарушение положений ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ФЗ «О средствах массовой информации» не ограничен доступ к сайту №, содержащему сведения о способе изготовления наркотических средств оборот которых в РФ запрещен, в том числе: <данные изъяты> их употреблении и достигаемом эффекте. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. В апелляционной жалобе ОАО ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Указано, что ОАО является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является обладателем информации размещенной на интернет - ресурсе и не осуществляет пропаганду наркотических средств. Общество, имея техническую возможность ограничить доступ абонентов к веб - ресурсам путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации IP-адреса интернет - сайта, не вправе самостоятельно блокировать доступ к информации, размещенной в сети Интернет. Считает факт пропаганды запрещенной законодательством информации недоказанным. Также общество полагает, что суд рассмотрел дело с нарушением правил подсудности, поскольку дело подлежало рассмотрению по месту нахождения ОАО Савеловским районным судом г. Москвы. В представленном суду заявлении представитель ОАО - Т.Ю. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Выслушав прокурора Лучинину С.В., полагавшую апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда. Из дела следует, что ОАО на основании лицензии от № оказывает телематические услуги связи. В ходе проведения Кирово-Чепецкой городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства, направленного на защиту детей от распространения в сети Интернет информации, причиняющей вред их нравственному развитию и психическому здоровью, выявлен интернет - ресурс <данные изъяты>, на котором размещена информация о методике получения из лекарственных препаратов и иных веществ наркотических средств, в том числе таких как <данные изъяты>, которые входят в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 года № 681 перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен, а также о способах употребления и достигаемом эффекте. ОАО не опровергает, что имеет техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам. Согласно п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 года № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором. В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 ст. 10 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Пунктом 1 статьи 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В силу ч. 3 ст. 64 ФЗ «О связи» от 07.07.2003 года № 126-ФЗ приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. Согласно ст. 1, ч.ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 года № 3-ФЗ наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки. Указанный перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 названного Федерального закона государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в том числе на принципе приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. При таком положении, ОАО», имея техническую возможность, должно принимать меры по ограничению доступа к интернет - ресурсам, содержащим информацию, содействующую производству и обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, поскольку предоставляя техническую возможность доступа к указанной информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы относительно того, что ОАО является ненадлежащим ответчиком и недоказанности размещения на данном интернет - ресурсе запрещенной законом информации судебная коллегия считает несостоятельными. Также судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы относительно рассмотрения судом дела с нарушением правил подсудности, как основанный на неправильном понимании норм процессуального права, поскольку правила подсудности судом соблюдены, дело рассмотрено в соответствии с ч. 2 ст. 29 ГПК РФ по месту нахождения Кировского филиала ОАО Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины понесенные ответчиком при подаче апелляционной жалобы в размере 2 000 руб. 00 коп. относятся на него и возмещению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила: Решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 29.05.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО - без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи: