Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М., судей Шерстенниковой Е.Н., Маркина В.А., по докладу судьи Орлова А.М., при секретаре Воложаниновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 28 августа 2012г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ожигановой В.К. по доверенности Карачева В.Е., на решение Октябрьского районного суда гор. Кирова от «25» июня 2012г., которым постановлено: исковые требования Ожигановой Вассы Кузьмовны к Территориальному Управлению администрации г. Кирова по Октябрьскому району о принятии на учет для улучшения жилищных условий, оставить без удовлетворения, Ожиганова В.К. обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению администрации города Кирова по Октябрьскому району о принятии на учет для улучшения жилищных условий. В обоснование требования она указала, что в конце января 2012 года обратилась в ТУ администрации г.Кирова по Октябрьскому району с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714. Согласно протоколу №3 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 07.02.2012 года в принятии на учет ей было отказано по основаниям п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ ( не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок). С указанным решением она не согласна. В <дата> году она вынуждена была переехать на постоянное место жительства к дочери - ФИО8 в <адрес>. Вначале она проживала с дочерью, зятем и их троими детьми в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Указанная квартира находилась в собственности дочери, зятя и двух их детей, по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности. <данные изъяты> дочь переехала жить отдельно в принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>, в которой уже проживала ее старшая дочь (внучка истца) вместе со своим сыном (правнуком истца). При этом дочь - ФИО8, продала <данные изъяты> доли в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес> своей дочери ФИО9 В связи с преклонным возрастом и второй группой инвалидности истцу требуется постоянный посторонний уход. В связи с тем, что дочь переехала на постоянное место жительства в <адрес>, она была вынуждена переехать вместе с дочерью. Проживать в однокомнатной квартире вчетвером, с учетом ее возраста и состояния здоровья, очень сложно. Она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет льготы, предоставленные ст.21 ФЗ «О ветеранах», а также Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714, обязывающим органы исполнительной власти в 2010 году завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий членов семей участников Великой Отечественной войны. На основании изложенного истец просит суд признать за ней право, как вдовы участника Великой Отечественной войны, на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах». Обязать ТУ администрации г. Кирова по Октябрьскому району поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда. По результатам рассмотрения дела судом первой инстанции постановлено указанное решение. При этом суд исходили из того, что Ожиганова В.К. совершила умышленные действия по ухудшению жилищных условий, которые в соответствии со ст.ст. 53, 54 ЖК РФ предусматривают постановку на учет для обеспечения жилым помещением не ранее чем через пять лет после совершения таких действий. С решением не согласен представитель Ожигановой В.К. по доверенности адвокат Карачев В.И., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как постановленного в результате неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права. Утверждает, что Ожиганова В.К., как вдова участника Великой Отечественной войны, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем один раз независимо от имущественного положения. Указывает, что его доверительница умышленных действий, направленных на признание нуждающейся в улучшении жилищных условий, не совершала, а ее переезд в однокомнатную квартиру дочери Кряжевских Е.Н., в которой вместе с нею стало про живать 4 человека и на каждого их них стало приходится жилья менее учетной нормы, является вынужденным, обусловлен <данные изъяты>. Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Ожигановой В.К. адвоката Карачева В.Е., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению. Установлено, что Ожиганова В.К., <дата> года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, с 02.11.2011г. зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной благоустроенной квартире по адресу: <адрес>.В этой же квартире зарегистрированы: ФИО8 - собственник и дочь истца, ФИО11 - дочь собственника, ФИО12 - внук собственника.Указанное жилое помещение, принадлежит на праве собственности ФИО8 В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из материалов дела следует, что Ожиганова В.К. обратилась в ТУ по Октябрьскому району администрации г. Кирова с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714. Решением ТУ администрации г. Кирова по Октябрьскому району от 07.02.2012г. Ожигановой В.К. отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, поскольку зарегистрировавшись 02.11.2011г. по новому месту жительства, Ожиганова В.К. заведомо ухудшила свои жилищные условия. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу распоряжения главы администрации города Кирова от 30.05.2005г. № 2656 учетная норма площади жилого помещения составляет 9 и мене квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. Из материалов дела следует, что Ожиганова В.К. до переезда в однокомнатную квартиру проживала и была была зарегистрирована с <дата> по месту жительства в <данные изъяты> благоустроенной квартире, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>. Вместе с ней в данном жилом посещении зарегистрированы: ФИО9- дочь, ФИО13 - зять, ФИО9 - внучка, ФИО14 - внук. Указанное жилое помещение предоставлено органом местного самоуправления ФИО13 с учетом Ожигановой В.К. Собственниками квартиры на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность от <дата> по <данные изъяты> доле являются супруги Кряжевских и их дети. Ожиганова В.К. от участия в приватизации отказалась. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерным отказ Ожигановой В.К. в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на учет нуждающихся на основании п. 2 ч.1 ст.54 ЖК РФ Приведенные в апелляционной жалобе доводы являются не основанными на материалах дела и законе, а поэтому отмену обжалуемого судебного постановления не влекут. Принимая 07.02.2012 года решение об отказе Ожигановой В.К. в удовлетворении заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ТУ администрации г. Кирова по Октябрьскому району, обосновано исходило из того обстоятельства, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Ожиганова В.К. жеранее была обеспечена жилым помещением более учетной нормы и в ноябре 2011 года, снявшись с регистрации в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> зарегистрировавшись в <данные изъяты> квартире площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, где вместе с ней зарегистрировано еще трое граждан, совершила умышленные действия, влекущие признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом ни сам Федеральный закон, ни Указ Президента, ни иное федеральное законодательство, ни законодательство Кировской области, как субъекта Российской Федерации, которому переданы упомянутые выше полномочия, непосредственно не устанавливают оснований для признания данной категории граждан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поэтому на данную категорию граждан распространяются предусмотренные гл. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации общие положения об основаниях признания их нуждающимися в жилых помещениях и принятия их на соответствующий учет, а также отказа в принятии на такой учет и снятия с него. Из материалов дела следует, что брак ФИО8(дочери истицы) с ФИО13 ( зятя истицы) не расторгнут и они продолжают вести общее хозяйство. Ожиганова В.К. в 2003 году отказалась от участия в приватизации квартиры по адресу: <адрес> дала согласие на приватизацию жилого помещения другим лицам, при этом в силу ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохранила право бессрочного пользования квартирой.Следовательно, она имела равные права с собственниками квартиры по пользованию данным жилым помещением, общей площадью <данные изъяты> кв. м. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Октябрьского районного суда гор. Кирова от 25 июня 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи: