Судья Марченко М.В. Дело № 33-432 14 февраля 2012 года А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Орлова А.М. судей Носковой Г.Н., Шерстенниковой Е.Н. при секретаре Воложаниновой И.А. с участием прокурора Шибановой Н.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 14 февраля 2012 года дело по кассационному представлению прокурора Советского района Кировской области на решение Советского районного суда Кировской области от 16 декабря 2011 года: которым постановлено в удовлетворении исковых требований прокурору Советского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действия администрации МО Советский муниципальный район Кировской области» по строительству без проведения экологической экспертизы полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области, о приостановлении строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы отказать. Заслушав доклад судьи Носковой Г.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Прокурор Советского района обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Советский район» о возложении обязанности провести публичные слушания и экологическую экспертизу при строительстве полигона твердых бытовых отходов. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ***, на бездействие администрации МО «Советский муниципальный район» в части ненадлежащего проведения публичных слушаний перед вынесением решения о строительстве полигона твердых бытовых отходов у *** Советского района Кировской области. Также прокуратурой района было рассмотрено еще одно обращение *** о незаконности строительства полигона ТБО ввиду отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы. В результате проверки установлено, что при решении вопроса о строительстве полигона твердых бытовых отходов у *** Советского района Кировской области администрацией МО «Советский муниципальный район» нарушен порядок проведения публичных слушаний. Публичные слушания проводятся согласно Устава МО «Советский муниципальный район Кировской области», Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Советский муниципальный район», утвержденного решением Советской районной Думы Кировской области от 24.08.2006 г. № 74, а также ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Была статья в газете «***», там была краткая информация, в которой администрация Советского района извещала о том, что планируется строительство полигона твердых бытовых отходов. В объявлении было указано, что предполагаемым местом размещения полигона ТБО выбран участок недалеко от бывшего населенного пункта *** Предлагалось направить свои замечания в администрацию района или по телефону, когда будут проводиться публичные слушания, в заметке не было указано. Информации о результатах слушаний в газете опубликовано не было. В протоколе указано, что никаких замечаний по строительству полигона не имеется, это не соответствует действительности. Кроме того, строительство полигона ТБО происходит в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ принципами экологической экспертизы являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы. Строительство полигона - это опасные для экологии действия. Согласно ответу Росприроднадзора, экологическая экспертиза проведена не была. Согласно п. 6 части 1 ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением. Управлением Росприроднадзора по Кировской области по результатам рассмотрения представленных материалов администрации МО «Советский муниципальный район» на государственную экологическую экспертизу направлено письмо главе администрации Советского района от 15.08.2011г. № 02-09/3919 о не выполнении требований п.1 ст. 14 ФЗ от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части некомплектности материалов (отсутствуют материалы общественных обсуждений). Как указано в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области от 25.08.2011г. № 02-09/4048 при предоставлении материалов на государственную экологическую экспертизу в Управление Росприроднадзора по Кировской области администрацией МО «Советский муниципальный район» было приложено заключение государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Полигон твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом от 22.09.2010г № 431-к, данное заключение было отрицательным. Не проведение экологической экспертизы нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» права жителей Советского района на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного строительством полигона ТБО в непосредственной близости от населенных пунктов, в том числе от г. Советска. Проведенные публичные слушания ***. проведены не правильно с нарушением закона. Просили суд обязать администрацию МО «Советский муниципальный район Кировской области» провести публичные слушания по вопросу размещения полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области в соответствии с нормами действующего природоохранного законодательства и обязать администрацию МО «Советский муниципальный район Кировской области» пройти государственную экологическую экспертизу материалов по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области в соответствии с нормами действующего природоохранного законодательства. В судебном заседании прокурор ***. исковые требования уточнил, просил признать незаконными действия администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области по строительству без проведения экологической экспертизы полигона твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером ***; обязать администрацию МО «Советский муниципальный район Кировской области» провести государственную экологическую экспертизу документов по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области; приостановить строительство полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационном представлении прокурор Советского района не согласен с решением суда. Строительство полигона ТБО происходит в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, что противоречит нормам федерального законодательства. Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания. В дополнение к кассационному представлению указано на то, что на месте строительства полигона расположен водоносный слой, который утрачивается безвозвратно. Не полностью изучен вопрос возможности образования на территории полигона и около него карстовых провалов. В случае образования карстового провала любая защита подземных вод будет нарушена и вода с полигона пойдет по питьевому горизонту. Полигон располагается на трещиноватых породах выходящих на поверхность, что является грубым нарушением санитарных правил СП 2.1.7.1038-01. Не было учтено активное противодействие со стороны местного населения, собрано более 2500 подписей против размещения полигона в близости от города. В непосредственной близости от объекта расположен психоневрологический диспансер, где расположены две водозаборные скважины. В возражениях Администрация Советского района Кировской области просят решение суда оставить без изменения, а кассационное представление без удовлетворения. Изучив материалы дела, заслушав прокурора *** ***поддержавшего кассационное представление, представителя администрации МО «Советский район» - ***., представителя Департамента экологии и природопользования Кировской области - *** ***, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с Федерального Закона № 309-ФЗ « О внесении изменений в статью 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, которые вступили в законную силу с 11.01.2009 г о необходимости проведения экологической экспертизы объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-5 класса опасности. Суд отказывая в удовлетворении исковых требований прокурору Советского района Кировской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действия администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области» по строительству без проведения экологической экспертизы полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области, о приостановлении строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, нарушил нормы материального права. Как следует из материалов дела, согласно справки Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Советском районе от 25.08.2011г. № 13-17/1128 в результате жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности предприятий и учреждений в Советском районе Кировской области могут образовываться отходы с I по IV класса опасности. На строящийся полигон ТБО у *** Советского района планируется ввозить отходы III-IV класса опасности. Согласно п.п. 7.2. ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности. В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условий соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе. В письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области от 25.08.2011 г. № 02-09/4048, при предоставлении материалов на государственную экологическую экспертизу в Управление Росприроднадзора по Кировской области администрацией МО «Советский муниципальный район» было приложено заключение государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Полигон твердых бытовых отходов для Советского района Кировской области» Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом от 22.09.2010г. № 431-к. Данное заключение было отрицательным. Управлением Росприроднадзора по Кировской области по результатам рассмотрения представленных материалов администрации МО «Советский муниципальный район» на государственную экологическую экспертизу направлено письмо главе администрации Советского района от 15.08.2011г. № 02-09/3919 о не выполнении требований п.1 ст. 14 ФЗ от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в части некомплектности материалов. Документы были направлены, все оплачено, но экспертиза до настоящего времени не проведена. Согласно п. 6 части 1 ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкций, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, строительства объекта без проведения государственной экологической экспертизы противоречат вышеуказанным нормам федерального законодательства. Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, т.к. оно противоречит нормам действующего законодательства, а исковые требования прокурора Советского района Кировской области заявленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действия администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области» по строительству без проведения экологической экспертизы полигона твердых бытовых отходов, о возложении обязанности на администрацию МО «Советский муниципальный район Кировской области» провести государственную экологическую экспертизу документов по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области, о приостановлении строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы удовлетворению. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Советского районного суда Кировской области от 16 декабря 2011 года отменить. Исковые требования прокурора Советского района Кировской области, заявленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действия администрации МО «Советский муниципальный район Кировской области» по строительству без проведения экологической экспертизы полигона твердых бытовых отходов, о возложении обязанности на администрацию МО «Советский муниципальный район Кировской области» провести государственную экологическую экспертизы документов по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области, о приостановлении строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы - удовлетворить. Обязать администрацию МО «Советский муниципальный район Кировской области» провести государственную экологическую экспертизу документов по строительству полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области. Приостановить строительство полигона твердых бытовых отходов на территории Советского района Кировской области до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Председательствующий: Судьи: