дело по апелляционному представлению прокурора Котельничской межрайонной прокуратуры на решение Октябрьского районного суда Кировской области от 09 июля 2012 года



Судья Мильчакова С.А.                                                                Дело № 33-2997

                                                                                              11 сентября 2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Орлова А.М.,

судей Носковой Г.Н., Бакиной Е.Н.,

с участием прокурора Новиковой И.В.,

при секретаре Воложаниновой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 сентября 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора Котельничской межрайонной прокуратуры на решение Октябрьского районного суда Кировской области от 09 июля 2012 года, которым постановлено в иске Котельничской межрайонной прокуроре Кировской области, действующий в интересах Василец <данные изъяты>, к Правительству Кировской области о взыскании денежных средств, оплаченных за коммунальные услуги, отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Орлова А.М., заслушав Василец В.Н. и прокурора Новикову И.В., поддержавших доводы представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Котельничский межрайонный прокурор Кировской области, действующий в интересах Василец <данные изъяты>, обратился в суд с иском к Правительству Кировской области о взыскании затрат, понесенных по оплате освещения и отопления. В обосновании своих требований указал, что Василец В.Н., проживающая в поселке Комсомольский и работающая старшей медсестрой в КОГАУСО «Котельничском комплексном центре социального обслуживания населения», до 01.01.2005 года включительно пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. С <дата> по <дата> Василец В.Н. были понесены затраты на оплату коммунальных услуг в виде освещения и отопления размере <данные изъяты>. Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета составила <данные изъяты> рубля. За 2005-2011 год, фактические понесенные расходы Василец В.Н. составили <данные изъяты>. В соответствии с действующим с <дата> законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы государственной власти субъектов РФ. Меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам областных учреждений здравоохранения Правительством Кировской области в полном объеме сохранены не были.

Просят суд взыскать с Правительства Кировской области в пользу Василец В.Н. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг в виде освещения и отопления, за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты>.

Октябрьским районным судом г.Кирова постановлено вышеуказанное решение. При этом суд первой инстанции мотивировал свой отказ истцу в удовлетворении требований тем, что медицинские работники государственных учреждений социальной защиты населения не имеют права на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением в связи с тем, что учреждения социальной защиты населения не входят в государственную систему здравоохранения.

С решением суда не согласен Котельничский межрайонный прокурор Кировской области. В апелляционномпредставлении просит решение суда отменить. В обоснование указывает, что право на получение бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением Василец В.Н. приобрела ранее, как медицинский работник, осуществляющий трудовую деятельность и проживающая в сельской местности, а в последствии, как лицо вышедшее на пенсию по выслуге лет с 01.08.2002. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития науки в стране» представленная в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» квалифицированным медицинским работникам льгота по обеспечению бесплатным жильем с отоплением и освещением в натуре была распространена на квалифицированных работников системы здравоохранения, проживающих в сельской местности и перешедших на пенсию. Указанное выше Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 признало утратившими силу в соответствии со ст. 5 ФЗ от 06.05.2003 № 52- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты», а Постановление ЦЦЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 на основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.10.2003 № 625. Таким образом, до даты признания утратившими силу Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 (28.10.2003) Василец В.Н., как квалифицированный работник системы здравоохранения, проживающая в сельской местности и перешедшая на пенсию, приобрела право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, предусмотренное ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства РФ» № 5487-1, в соответствии с Законом РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».

Проверив материалы дела, заслушав Василец В.Н. и прокурора Новикову И.В., поддержавших доводы представления, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

в соответствии с пунктом«ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.

Пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.

До настоящего времени меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохраненияв муниципальном образовании «Котельничский район Кировской области» не установлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать право истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01.01.2005 года.

Установлено, что Василец В.Н. проживает по адресу: <адрес>.

С <дата> по <дата>, Василец В.Н. работала в КОГБУЗ «Котельничская центральная городская больница» в качестве медсестры и пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением до 01.01.2005года.

При этом Василец В.Н. вышла на пенсию по выслуге лет с 01.08.2002 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании и приведенными в решении суда доказательствами.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625.

Несмотря на это, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 года.

Тем самым обеспечивались стабильность социальной защиты указанной категории граждан и поддержание доверия к действиям государства, которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Таким образом, установлено, что Василец В.Н. имеет общий стаж работы в сельской местности более 10 лет, вышла на пенсию по выслуге лет до отмены Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517, пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением до 01.01.2005 года, соответственно, имеет право получение мер социальной поддержки в полном объеме и после 01.01.2005 года.

Решение районного суда об отказе в удовлетворении требований прокурора по мотивам отсутствия у Василец В.Н. права на компенсацию затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг в виде освещения и отопления, необоснованно.

В то же время решение районного суда отмене не подлежит по следующим основаниям:

уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности медицинских работников определен пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности организации здравоохранения.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 63 Основ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 63 Основ).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Установлено, что учредителем Котельничской центральной городской больницы является администрация Котельничского района, с 01 января 2012 года Котельничская центральная городская больница передана в собственность Кировской области.

Таким образом, Правительство Кировской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Надлежащим ответчиком является муниципальное образование «Котельничский муниципальный район» в лице администрации Котельничского района Кировской области за счет казны муниципального образования, а с 01.01.2012 года, после передачи учреждения здравоохранения в собственность субъекта РФ - Департамент финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации « Кировская область».

Муниципальное образование «Котельничский муниципальный район» в лице администрации Котельничского района Кировской области к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица не привлечено.

В суде апелляционной инстанции в силу части 6 статьи 327 ГПК РФ не применяются правила о замене ненадлежащего ответчика и привлечении к участию в деле третьих лиц.

С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении заявленного требования к Правительству Кировской области отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда Кировской области от 09 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Котельничской межрайонной прокуратуры - без удовлетворения.

Председательствующий:                                         Судьи: