Судья Бронникова О.П. Дело № 33-3059 Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Киров 18 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Кощеева А.В. судей Стексова В.И., Опалева О.М. при секретаре Клабуковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сентемова Н.А., Сентемовой Т.А. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 12 июля 2012 года по гражданскому делу по иску Сентемова Н.А., Сентемовой Т.А. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области» о признании права на ежемесячную денежную выплаты, признании незаконным отказа в праве на ежемесячную денежную выплату, обязать назначить единовременную денежную выплату, произвести перерасчет и выплатить денежную сумму, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Сентемова Н.А., Сентемовой Т.А. к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области» о признании права на ежемесячную денежную выплату, признании незаконным отказа в праве на ежемесячную денежную выплату, обязать назначить единовременную денежную выплату, произвести перерасчет и выплатить недоплаченную сумму -отказать. Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Кощеева А.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Сентемов Н.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на ежемесячную денежную выплаты, признании незаконным отказа в праве на ежемесячную денежную выплату, обязать назначить единовременную денежную выплату, произвести перерасчет и выплатить денежную сумму. В обоснование иска указано, что он является отцом военнослужащего войсковой части №, ефрейтора Сентемова Ю.Н., проходившего военную службу по контракту в должности водителя. <дата> года его сын погиб в районе боевых действий на территории Чеченской Республики в результате боевой травмы. Сыну было 20 лет, осталась дочь. В связи с гибелью сына было выдано - удостоверение №, а <дата> года - удостоверение серии № о праве на льготы, установленные действующим законодательством для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»). Установленные законодательством социальные льготы реально предоставлялись. На момент гибели сына семья проживала в <адрес>, занимаемую площадь квартиры и коммунальные услуги оплачивали в размере 50%.По линии Минобороны РФ по ордеру № от <дата> года на семью из трех человек, ему была предоставлена двухкомнатная благоустроенная квартира по адресу: <адрес>, в которой с семьей проживает по настоящее время. Оплату занимаемой площади квартиры и коммунальных услуг с момента вселения производит в размере 50%. С <дата> года (по достижении 55 лет) получает пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ за погибшего сына.В <дата> года обратился в ГУ УПФ РФ в г. Кирове с заявлением, в котором, сославшись на определение Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331-О-П, просил установить ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ, и сделать перерасчет ЕДВ. Письмом от <дата> года № ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области отказало в удовлетворении его заявления. С отказом ГУ УПФ РФ в г.Кирове истец не согласен. Просил признать за ним право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ; признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в г.Кирове Кировской области от <дата> года № в праве на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, в установлении и перерасчете с учетом индексации ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ; обязать ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области назначить денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ; обязать ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области произвести перерасчет недоплаченной суммы ежемесячных денежных выплат, исходя из размера ЕДВ, установленного для участников ВОВ, за период с <дата> по настоящее время и выплатить недоплаченную сумму ежемесячных денежных выплат за период с <дата> года по настоящее время. Сентемова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на ежемесячную денежную выплаты, признании незаконным отказа в праве на ежемесячную денежную выплату, обязать назначить единовременную денежную выплату, произвести перерасчет и выплатить денежную сумму. В обоснование иска указано, что является матерью военнослужащего войсковой части №, ефрейтора ФИО16., проходившего военную службу по контракту в должности водителя. <дата> года ее сын погиб в районе боевых действий на территории Чеченской Республики в результате боевой травмы.На момент гибели сына семья проживала в <адрес>, занимаемую площадь квартиры и коммунальные услуги оплачивали в размере 50%.По линии Минобороны РФ по ордеру № от <дата> года ее мужу Сентемову Н.А., на семью из трех человек была предоставлена двухкомнатная благоустроенная квартира по адресу: <адрес>, в которой она проживаю по настоящее время. Оплата занимаемой площади квартиры и коммунальных услуг с момента вселения производится в размере 50%. С <дата> года (по достижении 50 лет) она по случаю потери кормильца получает пенсию.В <дата> года истица обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Кирове с заявлением, в котором, сославшись на определение Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331-О-П, просила установить мне ЕДВ в размере, предусмотренном для участников ВОВ и сделать перерасчет ЕДВ.Письмом от <дата> года № ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области отказал в удовлетворении заявления. С отказом ГУ УПФ РФ в г.Кирове не согласна. Просила признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ; признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в г.Кирове Кировской области от <дата> года № в праве на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, в установлении и перерасчете с учетом индексации ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ; обязать ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников ВОВ; обязать ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области произвести перерасчет недоплаченной суммы ежемесячных денежных выплат, исходя из размера ЕДВ, установленного для участников Великой Отечественной войны, за период с <дата> года по настоящее время и выплатить недоплаченную сумму ежемесячных денежных выплат за период с <дата> по настоящее время. Определением суда от 12 июля 2012 года исковое заявление Сентемова Н.А. к ГУ УПФ РФ в городе Кирове Кировской области» о признании права на ежемесячную денежную выплаты, признании незаконным отказа в праве на ежемесячную денежную выплату, обязать назначить единовременную денежную выплату, произвести перерасчет и выплатить денежную сумму и исковые заявление Сентемовой Т.А. к ГУ УПФ РФ в городе Кирове Кировской области» о признании права на ежемесячную денежную выплаты, признании незаконным отказа в праве на ежемесячную денежную выплату, обязать назначить единовременную денежную выплату, произвести перерасчет и выплатить денежную сумму, - объединены в одно производство. Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. С решением суда не согласны Сентемов Н.А., Сентемова Т.А. В апелляционной жалобе ставят требование о его отмене и вынесении решения об удовлетворении заявленных требований. Указывают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Существенными для правильного разрешения дела являются последующие обстоятельства: Законом СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 законодатель впервые выделил категорию граждан «родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», признал особый правовой статус данной категории граждан и определил объем льгот для данной категории граждан, равный объему льгот, установленному для участников Великой Отечественной войны. Закон не отменен до настоящего времени. Принятый 12 января 1995года Федеральный закон «О ветеранах» определил меры социальной защиты в натуральном выражении для участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты в натуральном выражении для членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (статья 21), в том числе для категорий граждан «родители, не вступившая в повторный брак супруга погибшего военнослужащего» (ч.2 ст. 21). Объем и наименование льгот, предусмотренных статьей 15 равен объему и наименованию льгот, установленных статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». При этом пункт 3 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы. А также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Тем самым законодатель подтвердил свое признание особого статуса данной категории граждан и одинаковый объем предоставляемых льгот для этих категорий граждан. Сын истцов, ефрейтор ФИО17. погиб в районе боевых действий на территории Чеченской Республики при исполнении обязанностей военной службы <дата> года. Указанная дата является датой приобретения истцами статуса родителей военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, датой приобретения ими права на льготы, установленные для данной категории лиц. Правовой статус родителей военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и обусловленный им объем льгот в натуральном выражении, равный объему льгот в натуральном выражении, установленному для участников ВОВ, приобретен истцами <дата> (то есть до 01 января 2005 года, в период действия п.3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» и в период предоставления льгот в натуральном выражении). Льготы в объеме, установленном для ветеранов ВОВ, в натуральном выражении истцам реально предоставлялись с 2000 года и они ими реально пользовались до 01 января 2005 года. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов и членов их семей была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся льгот в натуральном выражении была заменена ежемесячной денежной выплатой. В резолютивной части определения от 04 апреля 2007 года № 331-О-П Конституционный Суд РФ указал: «Взаимосвязанные положения статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» и п. 19 ст. 44 ФЗ № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01 января 2005 года возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» участникам ВОВ. Конституционный смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем определении является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике». Судом неправильно применены нормы материального права. Суд обязан был применить материальный закон - статью 23.1 ФЗ «О ветеранах» - в соответствии с выявленным Конституционным Судом РФ конституционно-правовым смыслом указанной нормы, то есть - удовлетворить заявленные истцами требования в полном объеме. Заявители жалобы Сентемов Н.А., Сентемова Т.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержали. Представитель истцов по ордеру адвокат Кононова Г.В. доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что в определении Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331-О-П указано, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 ФЗ «О ветеранах» и п. 19 ст. 44 ФЗ № 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01 января 2005 года возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ…». К указанному выводу Конституционный Суд РФ пришел в результате подробного анализа правовых норм. Именно с принятием Федерального закона № 122-ФЗ, отменившим ч.3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах», заменившим предоставление льгот в натуральном выражении - денежной выплатой, и вступившим 01 января 2005 года, Конституционный Суд РФ связывает «утрату актуальности и фактическое неприменение Закона СССР № 313 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения. Право пользования льготами у истцов, родителей погибшего военнослужащего возникло <дата> года (то есть до 01 января 2005 года), то назначенная истцам ежемесячная денежная выплата не может быть ниже размера, установленного п.2 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» для участников ВОВ. Считает, что суд неверно применил норму материального права. Неправильно истолковав материальный закон, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно разрешил дело. Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истцов и их представителя, судебная коллегия приходит к следующему: Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со ст. 330 ГПК РФ являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Судом первой инстанции верно установлено, что Сентемова Т.А. и Сентемов Н.А. являются родителями погибшего <дата> года при исполнении обязанностей военной службы сына - ФИО18. Решением ГУ Отдел ПФР в Лебяжском районе Кировской области от <дата> года Сентемовой Т.А. назначена ежемесячная денежная выплата на основании ФЗ от <дата> года № 5-ФЗ «О ветеранах» п. 3 ст. 21, п.п. 4 п. 4 ст. 23.1 в размере <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. на оплату социальных услуг. Решением УПФР в г. Кирове Кировской области от <дата> года Сентемову Н.А. назначена ежемесячная денежная выплата на основании ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» п. 3 ст. 21, п.п. 4 п. 4 ст. 23.1 в размере <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. на оплату социальных услуг. Сентемов Н.А. и Сентемова Т.А. ранее проживали по адресу: <адрес>, пользовались коммунальными услугами и получали льготы с <дата> год. В настоящее время истцы проживают по адресу: <адрес> и им предоставляется льгота на коммунальные услуги как семье погибшего по ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Разрешая заявленные требования по существу суд первой инстанции верно указал, что до <дата> года правовой статус родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, регулировался Законом СССР от 01 августа 1989 года «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». В соответствии со ст. 7 указанного Закона на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. 12 января 1995 года принят Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах», который вступил в силу 16 января 1995 года. Данным Законом определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и предусмотрены меры социальной защиты для каждой из категорий ветеранов и членов их семей, объем которых различен. В частности, различный объем мер социальной защиты установлен для участников войны и лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц. Статьей 15 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а ст. 21 меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, при этом объем мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны больше по сравнению с членами семей погибших военнослужащих. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки. Основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. В соответствии с пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата установлена в размере: 1) инвалидам войны - 3 088 рублей; 2) участникам Великой Отечественной войны - 2 316 рублей; 3) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1 699 рублей; 4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии..., членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей. Таким образом, пункт 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» определил различный размер ежемесячной денежной выплаты для каждой категории ветеранов. Пунктом 3 статьи 11 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) предусматривалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. При этом, с принятием Федерального закона «О ветеранах» статья 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 01 августа 1989 года фактически утратила силу, ее действие продолжает распространяться лишь на тех лиц, которые приобрели статус ветеранов и членов их семей до принятия Федерального закона «О ветеранах». Анализ вышеизложенных норм позволяет сделать вывод о том, что члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до 16 января 1995 года, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» правового статуса, пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 года, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты. Таким образом, юридически значимым обстоятельством для разрешения дела по существу является отнесение истцов к той или иной категории льготников. Такое правовое положение подтверждается соответствующим удостоверением о праве на льготы и преимущества, выдаваемым в порядке, установленном законом. Поскольку истцы являются родителями военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы <дата> года, они не относятся к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны на основании законодательства СССР, а являются лицами, имеющими право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Объем льгот, установленный для участников Великой Отечественной войны, не мог быть ими приобретен ввиду того, что событие, послужившее основанием для постановки на указанный учет, произошло в <дата> году, то есть после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах» - 16 января 1995 года. При указанных обстоятельствах, требования истцов о признании за ними права на ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании установить ежемесячную денежную выплату в требуемом размере и произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты, удовлетворению не подлежат. Доводы апелляционной жалобы были исследованы судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. В решении приведены нормы права, на основании которых сделаны выводы по делу, и оснований считать, что они неправильно применены или истолкованы, не имеется. Доводы жалобы направлены на иное, неверное толкование норм материального права, а поэтому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения. Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального закона соблюдены и правильно применены, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, коллегия О п р е д е л и л а: Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 12 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сентемова Н.А., Сентемовой Т.А. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: