08.10.2012



Судья Сунцова О.В.                                                                     Дело № 33-3231

           26 сентября 2012 года

                                                                                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н.

судей Ждановой Е.А., Лысовой Т.В.

при секретаре Калабиной А.Н.

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Кировской области Шибановой Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 26 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации Верхнекамского района Кировской области на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 17 июля 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Верхнекамского района в интересах Леонтьевой Т.С. удовлетворить.

Взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны МО «Верхнекамский район» в пользу Леонтьевой Т.С. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг за период с <дата> до <дата>, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Заслушав доклад судьи Ждановой Е.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Верхнекамского района Кировской области в интересах Леонтьевой Т.С. обратился в суд с иском к администрации Верхнекамского района Кировской области о взыскании за счет казны МО «Верхнекамский район» затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг. Указал, что Леонтьева Т.С., проживающая в <адрес> и работающая в должности <данные изъяты> МУЗ «Верхнекамская ЦРБ», до 01.01.2005 пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. С 2005 г. ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. За период с <дата> Леонтьева Т.С. оплатила за освещение и отопление <данные изъяты> руб. По Закону Кировской области № 267-ЗО от 03.11.2004, а также за счет средств местного бюджета ей выплачена частичная компенсация по оплате указанных коммунальных платежей в сумме <данные изъяты> руб. Разницу между выплаченной компенсацией и уплаченными Леонтьевой Т.С. денежными средствами в сумме <данные изъяты> руб. прокурор просил суд взыскать в пользу Леонтьевой Т.С. с администрации Верхнекамского района за счет средств казны района. При рассмотрении дела прокурор уточнил исковые требования: просил взыскать в пользу Леонтьевой Т.С. затраты в сумме <данные изъяты> руб., поскольку истец фактически оплатила коммунальные услуги за период с <дата> на сумму <данные изъяты> руб., а компенсация затрат произведена в сумме <данные изъяты> руб.

Судом постановлено решение об удовлетворении уточненного иска.

С данным решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе МКУ Администрация Верхнекамского района просит его отменить, ссылаясь на то, что органами местного самоуправления Верхнекамского района установлены, начиная с <дата> по <дата> гг., меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Верхнекамского района в виде частичной компенсации их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств бюджета муниципального образования Верхнекамского района. Тем самым ответчиком выполнены все требования законодательства по установлению мер социальной поддержки указанной категории граждан. Автор жалобы указывает на несостоятельность ссылки суда на абз. 2 п. 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004, поскольку считает, что предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением относится к льготе, выраженной в натуральной форме.

Финансовое управление администрации Верхнекамского района в отзыве на жалобу полагает ее доводы обоснованными. Кроме того, указывает на незаконность взыскания в пользу Леонтьевой Т.С. затрат на оплату расходов по обслуживанию и текущему ремонту мест общего пользования. Затраты на освещение подлежали до 31.12.2004 компенсации по нормативу 10 квт.ч на 1 человека в месяц, что судом не было учтено.

В возражениях на жалобу участвовавший в рассмотрении дела помощник прокурора Верхнекамского района Смертин А.С. полагает решение суда законным и обоснованным. Указал на недостаточность установленных органами местного самоуправления Верхнекамского района компенсационных выплат, поскольку их размер менее ранее предоставлявшегося объема социального обеспечения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании прокурора Шибанову Н.Е.,полагавшую решение суда подлежащим изменению и исключению из размера затрат платы за обслуживание и ремонт дома, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2009 году - 400 руб., в 2010 - 400 рублей, в 2011- 460 руб.

Согласно действующему с 01.01.2005 законодательству обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы местного самоуправления.

Из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Решениями Верхнекамской районной Думы от 23.12.208 № 31/245, от 10.11.2009 № 40/105, от 24.11.2010 № 49/81 установлены меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений культуры и искусства Верхнекамского района, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности или поселках городского типа Верхнекамского района в виде частичной компенсации их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств бюджета МО Верхнекамский муниципальный район в размере 117 руб. ежемесячно.

В соответствии с п. 1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31.12.2004.

Таким образом, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией Верхнекамского района Кировской области обеспечены без сохранения прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере.

Из материалов дела следует, что Леонтьева Т.С. с <дата> работала в должностях <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в <данные изъяты> участковой больнице - филиал МУЗ «Верхнекамская ЦРБ». С <дата> Леонтьевой Т.С. назначена пенсия за выслугу лет. Истица зарегистрирована и проживает в п<адрес>.

В соответствии с приведенными нормативными актами Леонтьевой Т.С. начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты> руб.

Ссылаясь на то, что разница между уплаченной суммой и суммой, полученной в соответствии с Законом субъекта РФ и решениями Верхнекамской районной Думы, составляет для Леотьевой Т.С. убытки, прокурор просил взыскать их в ее пользу

Разрешая спор, суд верно указал, что предусмотренные Законом Кировской области № 267-ЗО и решениями Верхнекамской районной Думы выплаты компенсации являются дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишают указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Выводы суда о возложении обязанности компенсировать понесенные истицей расходыявляются правильными, основанными на положениях Федерального закона № 122-ФЗ, согласно которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Администрация Верхнекамского района, в ведении которой до 01.01.2012 находилось МУЗ «Верхнекамская ЦРБ», в том числе и Рудничная участковая больница, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере.

Указанные меры ответчиком в должном объеме приняты не были. Однако это обстоятельство, не может служить основанием для нарушения прав гражданина, установленных федеральным законодательством, и суд обоснованно удовлетворил иск, возложив соответствующую обязанность на администрацию Верхнекамского района Кировской области поскольку, обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, является обязанностью органов местного самоуправления.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании с ответчика затрат, понесенных Леонтьевой Т.С. на оплату коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> руб.

Из представленного истцом в материалы дела расчета следует, что помимо денежных средств, оплаченных Леонтьевой Т.С. за отопление и электроэнергию, в состав требуемой компенсации включена плата за обслуживание и ремонт дома.

Ранее действующим законодательством, равно как и действующим в настоящее время, не предусмотрено такой меры социальной поддержки как возмещение оплаты за обслуживание и ремонт дома, той категории граждан, к которым относится Леонтьева Т.С.

Таким образом, судебная коллегия считает необходимым исключить из взысканного судом размера затрат, понесенных Леонтьевой Т.С. на оплату коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> - <данные изъяты> руб., уплаченных ею за обслуживание и ремонт дома.

Довод жалобы о выполнении администрацией Верхнекамского района требований законодательства по установлению мер социальной поддержки указанной категории граждан в полном объеме являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и не нашли своего подтверждения.

Аргумент жалобы о неправильном применении судом абз. 2 п. 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 следует признать несостоятельным в силу неправильного толкования автором жалобы данной нормы закона.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части размера взысканной компенсации.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 17 июля 2012 года изменить в части размера взысканных денежных сумм.

Взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны МО «Верхнекамский район» в пользу Леонтьевой Т.С. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

В остальной части решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 17 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Верхнекамского района Кировской области - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи