Судья Сунцова О.В. Дело № 33-3235/2012 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н., судей Ждановой Е.А., Лысовой Т.В., при секретаре Калабиной А.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 26 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе МКУ администрация Верхнекамского района Кировской области на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 17 июля 2012, которым постановлено: Исковые требования прокурора Верхнекамского района в интересах Байгозиной А.Н. удовлетворить. Взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны МО «Верхнекамский район» в пользу Байгозиной А.Н. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг за период с <дата> года по <дата> года в сумме <данные изъяты>. Заслушав доклад судьи областного суда Аносовой Е.Н., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Верхнекамского района Кировской области в интересах Байгозиной А.Н. обратился в суд с иском к МКУ администрация Верхнекамского района Кировской области о взыскании за счет казны МО «Верхнекамский район» затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг. В обоснование заявления указано, на то, что Байгозина А.Н., проживающая в п. Рудничном и работающая в должности медицинской сестры стоматологического кабинета МУЗ <данные изъяты> до 01.01.2005 года включительно пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. С 2005 года ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно документальным доказательствам, всего за период с <дата> года по <дата> года Байгозина А.Н. оплатила за освещение и отопление <данные изъяты> руб. Частичная компенсация коммунальных платежей в соответствии с законодательством за счет средств областного бюджета составила <данные изъяты> рублей, фактически понесенные расходы за указанный период составили <данные изъяты>. При рассмотрении дела в суде первой инстанции, прокурор Верхнекамского района уточнил исковые требования, с учетом нового расчета просит взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны МО «Верхнекамский район» в пользу Байгозиной А.Н. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг за период с <дата> года по <дата> года в сумме <данные изъяты>. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе представитель МКУ администрация Верхнекамского района Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на его незаконность. В обоснование жалобы ссылается на то, что органами местного самоуправления Верхнекамского района Кировской области установлены, начиная с 2006 по 2011 годы меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Верхнекамского района в виде частичной компенсации их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств бюджета муниципального образования Верхнекамский район Кировской области. В этой связи считает, что ответчиком выполнены все требования законодательства по установлению мер социальной поддержки указанной категории граждан. Автор жалобы указывает на не состоятельность ссылки суда на абзац 2 п. 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004, поскольку считает, что предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением относится к льготе, выраженной в натуральной форме. В возражениях на жалобу, прокурор Верхнекамского района Кировской области указал на законность и обоснованность принятого судом решения. Ссылается на недостаточность установленных органами местного самоуправления Верхнекамского района компенсационных выплат, поскольку их размер менее предоставленного объема социального обеспечения. В отзыве на апелляционную жалобу представитель финансового управления администрации Верхнекамского района Кировской области просит об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права в части определения льготы, получаемой Байгозиной А.Н. до 31.12.2004 года. Байгозина А.Н., представитель МКУ администрации Верхнекамского района Кировской области о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель МКУ финансового управления администрации Верхнекамского района Кировской области о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что согласно гражданскому процессуальному законодательству, не препятствует рассмотрению дела. Выслушав объяснения прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей решение суда подлежащим изменению и исключению из размера затрат плату за обслуживание и ремонт дома, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в 2009 году - 400 руб., в 2010 - 400 рублей, в 2011- 460 руб. Согласно действующему с 01.01.2005 года законодательству обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Решениями Верхнекамской районной думы от 23.12.208 № 31/245, от 10.11.2009 № 40/105, от 24.11.2010 № 49/81 установлены меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений культуры и искусства Верхнекамского района, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности или поселках городского типа Верхнекамского района в виде частичной компенсации их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств бюджета МО Верхнекамский муниципальный район в размере 117 руб. ежемесячно. В соответствии с п. 1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. Из материалов дела следует и установлено судом, что Байгозина А.Н. с <дата> года по <дата> года работала в должности медицинской сестры в <данные изъяты>, которая впоследствии реорганизована в МУЗ <данные изъяты>». Байгозина А.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: ул. <адрес> Верхнекамского района Кировской области. В соответствии с приведенными нормативными актами Байгозиной А.Н. была начислена и выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> года по <дата> года в размере <данные изъяты> рублей. Ссылаясь на то, что разница между уплаченной суммой и суммой, полученной в соответствии с Законом субъекта РФ и решениями Верхнекамской районной Думы, составляет для нее убытки, прокурор просил взыскать их в пользу Байгозиной А.Н.. Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Законом Кировской области № 267-ЗО и решениями Верхнекамской районной Думы выплата компенсации являются дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Выводы суда о возложении обязанности компенсировать понесенные Байгозиной А.Н. расходы являютсяправильными. Такой вывод суда основан на положениях ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, согласно которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Администрация Верхнекамского района, в ведении которой до 01.01.2012 года находилось МУЗ <данные изъяты> в том числе и <данные изъяты> больница, в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников обязана была осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ о сохранении прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере. Указанные меры ответчиком в должном объеме приняты не были. Однако это обстоятельство, не может служить основанием для нарушения прав гражданина, установленных федеральным законодательством, и суд обоснованно удовлетворил иск, возложив соответствующую обязанность на администрацию Верхнекамского района Кировской области поскольку, обеспечение мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных здравоохранения, является обязанностью органов местного самоуправления. Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о взыскании с ответчика затрат, понесенных Байгозиной А.Н. на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты>. Из представленного истцом в материалы дела расчета следует, что помимо денежных средств, оплаченных Байгозиной А.Н. за отопление и электроэнергию, в состав требуемой компенсации включена плата за обслуживание и ремонт дома. Ранее действующим законодательством, равно как и действующим в настоящее время, не предусмотрено такой меры социальной поддержки как возмещение оплаты за обслуживание и ремонт дома, той категории граждан, к которым относится Байгозина А.Н.. Таким образом, судебная коллегия считает необходимым исключить из взысканного судом размера затрат, понесенных Байгозиной А.Н. на оплату коммунальных услуг за период с <дата> года по <дата> года - сумму <данные изъяты>., уплаченных ею за обслуживание и ремонт дома. Довод жалобы о выполнении администрацией Верхнекамского района требований законодательства по установлению мер социальной поддержки указанной категории граждан в полном объеме являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и не нашли своего подтверждения. Решение суда в этой части содержит правильный и мотивированный ответ. Указанный довод направлен на переоценку правильно установленных судом обстоятельств. Аргумент жалобы о неправильном применении судом абз. 2 п. 2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 следует признать несостоятельным в силу ошибочного толкования автором жалобы данной нормы закона. При таких обстоятельствах, решение суда подлежит изменению в части размера взысканной компенсации. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 17 июля 2012 года изменить в части размера взысканных денежных сумм. Взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны МО «Верхнекамский район» в пользу Байгозиной А.Н. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг за период с <дата> года по <дата> года в сумме <данные изъяты>. В остальной части решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 17 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
Таким образом, меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, администрацией Верхнекамского района Кировской области обеспечено без сохранения прежнего уровня их социальной защищенности в жилищно-коммунальной сфере.