22-946/2010- кассационное представление зам. прокурора на приговор суда, в отношении Цыбульского и Комуткова



Судья Пчелина Ж.Е.

Дело № 22-946/2010

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский

16 ноября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Мартынюк Л.И.,

судей

Алексеевой О.В. и Елаховой В.А.,

при секретаре

Блошенко Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Дудина М.В. на приговор Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 сентября 2010 года, которым

Цыбульский Вадим Александрович, родившийся 9 мая 1975 года в г. Партизанске Приморского края, русский, гражданин Российской Федерации, военнообязанный, имеющий среднее специальное образование, состоящий в браке, имеющий на иждивении двоих малолетних детей, 2000 и 2010 годов рождения, проживающий в г. Партизанске Приморского края по ул.Чкалова, д.7 «а», кв.30, ранее не судимый,

осуждён по ч. 2 ст. 188 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ УК РФ, к 2 годам лишения свободы, по ч. 3 ст.30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к 3 годам 4 месяцам лишения свободы.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний окончательное наказание назначено в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания с 20 января 2010 года.

Комутков Алексей Игоревич, родившийся 14 октября 1986 года в г. Владивостоке Приморского края, гражданин Российской Федерации, военнообязанный, имеющий среднее специальное образование, в браке не состоящий, проживающий в г.Владивостоке Приморского края по ул.Сахалинской, д.35, кв.13, ранее не судимый,

осуждён по ч. 2 ст. 188 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ УК РФ, к 2 годам лишения свободы, по ч. 1 ст.30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к 3 годам лишения свободы.

В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний окончательное наказание назначено в виде 4 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания с20января 2010 года

Решены вопросы по вещественным доказательствам и процессуальным издержкам.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения осуждённого Цыбульского В.А. и его защитника – адвоката Соловьёва В.А., полагавших приговор суда справедливым, пояснения осуждённого Комуткова А.И. и его защитника – адвоката Трушкина В.В., считавших приговор суда законным и обоснованным, а доводы кассационного представления не подлежащими удовлетворению, мнение прокурора Михайленко В.А., поддержавшей кассационное представление и полагавшей приговор суда подлежащим отмене, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

по приговору суда признаны виновными и осуждены: Цыбульский за контрабанду, то есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, совершенное с сокрытием от таможенного контроля, а также сопряженное с недекларированием, и за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное в особо крупном размере, не доведенное до конца по не зависящим от него обстоятельствам;

Комутков по трём эпизодам контрабанды, то есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, совершенное с сокрытием от таможенного контроля, а также сопряженное с недекларированием, и по двум эпизодам приготовления к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере, то есть в создании условий для незаконного сбыта наркотических средств в особо крупном размере, не доведенное до конца по не зависящим от него обстоятельствам, а также в совершении действий по приисканию соучастника преступления и вступлению с ним в сговор на совершение преступления, а равно создание условий для незаконного сбыта наркотических средств в особо крупном размере, не доведенное до конца по не зависящим от него обстоятельствам.

В судебном заседании Цыбульский и Комутков свою вину в совершенных преступлениях признали полностью.

В кассационном представлении заместитель прокурора города Дудин М.В. ставит вопрос об отмене судебного решения ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, неправильного применения уголовного закона и несправедливости назначенного осуждённым наказания вследствие чрезмерной мягкости.

Считает, что действия Комуткова по перемещению через таможенную границу наркотических средств: гашишного масла, общей массой 102,451 грамма, и гашиша, общей массой 8424,7 грамма, охватывались единым умыслом, а поэтому их надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 188 УК РФ единожды.

Выражает несогласие с тем, что суд первой инстанции переквалифицировал действия Комуткова с ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, сославшись на то, что органы следствия обвинение в совершении сбыта наркотических средств группой лиц по предварительному сговору ни Комуткову, ни Цыбульскому не предъявляли, а сам Комутков каких-либо действий, направленных на сбыт наркотических средств, не предпринимал. В обоснование указывает, что, излагая существо предъявленного Комуткову и Цыбульскому обвинения, органы предварительного следствия указали, что действия Комуткова и Цыбульского охватывались единым умыслом, направленным на сбыт наркотического средства – гашиша в особо крупном размере, а поэтому действия Комуткова надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, также как и действия Цыбульского.

Полагает, что при квалификации действий осуждённых и при назначении им наказания за действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, судом необоснованно не было учтено в качестве отягчающего наказание обстоятельства то, что Комутков и Цыбульский действовали в составе группы лиц по предварительному сговору. Между тем в обвинительном заключении данное обстоятельство было приведено как отягчающее наказание как за действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, так и за действия по контрабанде, однако суд учел его лишь при назначении наказания по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Указывает на противоречие выводов суда относительно квалификации действий Цыбульского, допущенное в описательно-мотивировочной части приговора суда, из которой следует, что судом установлено, что Цыбульский совершил покушение на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, однако его действия суд квалифицировал по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ.

Считает назначенное Цыбульскому и Комуткову наказание чрезмерно мягким и несправедливым, не соответствующим степени и характеру общественной опасности совершенных ими преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, а количество наркотического средства – гашиша, которое осуждённые намеревались сбыть на территории Камчатского края, в несколько сотен раз превышает установленный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации особо крупный размер.

Осуждённый Цыбульский, возражая на доводы кассационного представления, указывает на законность и обоснованность принятого судом решения и просит оставить его без изменения.

В возражениях на кассационное представление защитник осуждённого Цыбульского – адвокат Соловьев В.А. полагает его не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что приговор постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, является обоснованным и справедливым. Считает, что при наличии смягчающих обстоятельств и с учетом состояния здоровья Цыбульского, назначенное ему наказание не является чрезмерно мягким, а кроме того, полагает, что к нему может быть применена ст. 73 УК РФ.

Осуждённый Комутков в возражениях на кассационное представление, ссылаясь на то, что ранее он никогда не нарушал закон, полностью признал свою вину и раскаялся в содеянном, считает приговор суда первой инстанции справедливым. Указывает, что он всегда вел здоровый образ жизни и занимался спортом, работал, никто из его окружения не употребляет наркотические средства, никто из его близких родственников никогда не были судимы, по месту жительства он характеризуется положительно. Просит постановленный приговор суда оставить без изменения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, судебная коллегия находит обвинительный приговор суда правильным.

Виновность Цыбульского и Комуткова в преступных действиях, за которые они признаны виновными и осуждены, установлена на основании совокупности исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в приговоре суда. Действиям обоих осуждённых, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, выразившимся в незаконном приобретении, хранении в целях сбыта и в перевозке с той же целью наркотических средств в особо крупном размере, дана правильная юридическая оценка: Цыбульского, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное в особо крупном размере, не доведенное до конца по не зависящим от него обстоятельствам; Комуткова по двум эпизодам как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере, не доведенное до конца по не зависящим от него обстоятельствам.

Судом установлено, что Комутков в период со 2 по 6 января 2010 года, имея умысел на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере на территории РФ, предоставив Цыбульскому денежные средства на приобретение наркотического средства – гашиша в особо крупном размере, приискав на территории КНР продавца наркотического средства, у которого приобрел наркотическое средство - гашиш, общей массой 8424,7 грамма, в особо крупном размере, совершил действия, направленные на приготовление к незаконному сбыту наркотических средств – гашиша в особо крупном размере, при этом умысел не довел до конца по не зависящим от него обстоятельствам.

Также судом установлено, что Комутков в период с 24 по 28 декабря 2009 года, находясь в городе Владивостоке Приморского края в районе бухты «Тихая» незаконно приобрел наркотическое средство – масло каннабиса (гашишное масло) в особо крупном размере, находящееся в трех шприцах объемом по 60 мл и в двух шприцах объемом по 12 мл, и незаконно перевез на ТР «Сораксан», находящийся в морском порту г. Владивостока, где незаконно хранил в ванной комнате своей каюты с целью его последующего сбыта. Затем в период времени с 18 часов 05 минут 14 января 2010 года до 05 часов 45 минут 20 января 2010 года взял из этой партии один шприц объемом 60 мл с находящимся в нем наркотическим средством - маслом каннабиса (гашишным маслом), упаковал в пакет из полимерного материала и поместил его во второй ящик тумбочки в письменном столе в каюте второго помощника капитана ТР «Сораксан» Цыбульского, предложив последнему приискать возможность незаконного сбыта наркотического средства – масла каннабиса (гашишного масла), находящегося в данном шприце. Однако Цыбульский на предложение Комуткова согласием не ответил и каких-либо действий, направленных на незаконный сбыт указанного наркотического средства, не совершал. Вышеуказанные действия Комутков совершил именно в целях сбыта, однако умысел на сбыт не был им доведен до конца по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку он был задержан сотрудниками Управления ФСБ России по Камчатскому краю.

При этом судом первой инстанции, рассмотревшим уголовное дело в соответствии с требованиями ст. 252 УПК РФ, установлено, что при квалификации действий Цыбульского и Комуткова по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ обвинение им в совершении данного преступления по квалифицирующему признаку группой лиц по предварительному сговору не предъявлено, что Комутков каких-либо действий, непосредственно направленных на сбыт наркотических средств, не совершил.

При таких обстоятельствах действия осуждённого Комуткова по незаконному приобретению, хранению и перевозке наркотических средств, как гашиша в особо крупном размере, так и масла каннабиса (гашишного масла) в особо крупном размере с целью сбыта правильно квалифицированы судом первой инстанции как приготовление к сбыту наркотического средства в особо крупном размере, то есть по каждому из двух эпизодов по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст.228.1 УК РФ, а поэтому довод кассационного представления в данной части не подлежит удовлетворению.

Как видно из обвинительного заключения, органы предварительного следствия каждому из обвиняемых указали в качестве отягчающего наказание обстоятельства совершение преступления в составе группы лиц по предварительному сговору. Между тем, к какому конкретно из совершенных преступлений относится данное отягчающее обстоятельство, органами следствия не указано. Суд первой инстанции, установив, что действия по сокрытию от таможенного контроля наркотических средств и перемещению их через таможенную границу подсудимыми были совершены в группе лиц по предварительному сговору, что данное обстоятельство в отличие от преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, не является квалифицирующим признаком контрабанды, обоснованно признал его в качестве отягчающего наказание при назначении наказания каждому из осужденных по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Допущенное судом в описательно-мотивировочной части приговора противоречие при квалификации действий Цыбульского, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, судебная коллегия расценивает как техническую ошибку. Так, из приговора суда видно, что описание преступного деяния, совершенного Цыбульским, соответствует диспозиции ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, именно она раскрыта сразу после указания квалификации действий Цыбульского, именно по ней, как следует из резолютивной части приговора, он осуждён и ему назначено наказание. При таких обстоятельствах данная техническая ошибка подлежит устранению в настоящем кассационном определении.

Вместе с тем судебная коллегия находит, что квалификация действий Комуткова, направленных на перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств: гашиша, массой 8424,7 грамма, и масла каннабиса (гашишного масла), массой не менее 102,451 грамма, общей массой в пересчете на упаренный остаток 83,07554 грамма, 14января 2010 года, как двух самостоятельных составов преступлений, является ошибочной.

Приговором суда установлено, что 14 января 2010 года в период времени с 17часов 10 минут до 18 часов 05 минут Комутков, находясь на ТР «Сораксан», стоящем на рейде в акватории Авачинской губы в точке якорной стоянки морского порта г.Петропавловска-Камчатского, переместил через таможенную границу Российской Федерации наркотические средства: гашиш в особо крупном размере, общей массой 8424,7 грамма, и масло каннабиса (гашишное масло), общей массой не менее 102,451 грамма, общая масса которого в перерасчете на упаренный остаток составила 83,07554 грамма, сокрыв их от таможенного контроля, а также не задекларировав их.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия Комуткова носили единый умысел на перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств: гашиша и масла каннабиса (гашишного масла), которые относятся к одному предмету контрабанды, в связи с чем эти действия по существу представляют собой одно преступление, которое необходимо переквалифицировать с ч. 2 ст. 188, ч. 2 ст. 188 УК РФ на ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Наказание за каждое из совершённых Цыбульским и Комутковым преступлений назначено судом с соблюдением положений ст.ст.43,60 УК РФ, исходя из характера и степени общественной опасности преступных деяний, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких, положительных данных о личности обоих осуждённых, с учетом смягчающих наказание обстоятельств, каковыми суд признал обоим осуждённым активное способствование раскрытию и расследованию преступления, полное признание вины, чистосердечное и искреннее раскаяние, привлечение к уголовной ответственности впервые, а Цыбульскому также наличие у него малолетних детей и состояние его здоровья; а также отягчающего наказание обстоятельства у обоих осуждённых - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору по факту перемещения гашиша через таможенную границу.

Принято также во внимание и то, что тяжких последствий от их действий не наступило, так как наркотические средства были своевременно обнаружены и изъяты сотрудниками ФСБ.

Совокупность смягчающих наказание обстоятельств, исключительно положительные данные о личности подсудимых, их поведение на предварительном следствии и в суде, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений суд первой инстанции признал исключительными, существенно уменьшающими степень общественной опасности преступлений и пришел к обоснованному выводу о возможности назначения им наказания с применением ст. 64 УК РФ, то есть ниже низшего предела, предусмотренного санкциями статей, по которым они признаны виновными и осуждены.

При этом выводы суда о необходимости назначения осуждённым наказания в виде лишения свободы реально, а также о невозможности применения при назначении наказания положений ст. 73 УК РФ достаточно подробно мотивированы в приговоре и, по мнению судебной коллегии, являются правильными, а назначенное им наказание – соразмерным содеянному и справедливым. В этой связи судебная коллегия находит доводы кассационного представления о мягкости назначенного осуждённым наказания несостоятельными и оснований для отмены приговора не усматривает.

В то же время окончательное наказание, назначенное осуждённому Комуткову в соответствии с ч. 2 ст. 188 УК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

приговор Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29сентября 2010 года в отношении Комуткова Алексея Игоревича и Цыбульского Вадима Александровича изменить:

действия Комуткова Алексея Игоревича, совершённые им 14 января 2010 года и направленные на перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств: гашиша, общей массой 8424,7 грамма, и масла каннабиса (гашишного масла), общей массой 102,451 грамма, переквалифицировать с ч. 2 ст. 188, ч. 2 ст. 188 УК РФ на ч. 2 ст. 188 УК РФ, по которой с применением ст. 64 УК РФ назначить наказание в виде 2 лет лишения свободы;

на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ (контрабанда наркотического средства - масла каннабиса (гашишного масла), общей массой 102,451 грамма, 28 декабря 2009 года); ч. 2 ст. 188 УК РФ (контрабанда наркотических средств – гашиша, общей массой 8424,7 грамма, и масла каннабиса (гашишного масла), общей массой 102,451 грамма, 14 января 2010 года); ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (приготовление к сбыту наркотического средства в особо крупном размере - гашиша, общей массой 8424,7 грамма); ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (приготовление к сбыту наркотического средства в особо крупном размере - масла каннабиса (гашишного масла), общей массой 102,451 грамма), путем частичного сложения наказаний окончательное наказание Комуткову А.И. назначить в виде 3лет 11 месяцев лишения свободы;

в описательно-мотивировочной части приговора квалификацию действий Цыбульского В.А. по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ заменить на ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.

В остальном этот же приговор суда в отношении осуждённых Комуткова А. И. и Цыбульского В.А. оставить без изменения, а кассационное представление заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Дудина М.В. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи