22-5/2012 кассационная жалоба Большаковой Н.М. о переводе из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима



Судья Исенко С.Н. Дело № 22-5/2012
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 17 января 2012 года
Судебная коллегия по уголовным делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Мартынюк Л.И., судей Рафиковой И.И. и Кириллова Е.П.,

при секретаре Сиятелеве К.А.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осуждённой Большаковой Н.М. на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2011 года, которым в отношении Большаковой Надежды Михайловны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки Российской Федерации, отбывающей наказание в колонии-поселении, удовлетворено представление врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю об изменении вида исправительного учреждения и постановлено: перевести осуждённую Большакову Н.М. для дальнейшего отбывания наказания из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима. Заслушав доклад председательствующего, пояснения осуждённой Большаковой Н.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Михайленко В.А., полагавшей постановление судьи оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

27 октября 2011 года врио начальника учреждения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Манзату А.В., ссылаясь на положения как незаконное и необоснованное отменить. При этом ссылается на то, что при водворении ее в штрафной изолятор во второй и третий раз освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не проводилось, а возвращение в исправительное учреждение с выездов за его пределы с опозданием является незначительным нарушением. Также указывает на то, что неоднократно поощрялась за примерное поведение и добросовестный труд, а первое взыскание с водворением ее в штрафной изолятор снято поощрением досрочно.

Возражая на кассационную жалобу осуждённой, помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Смоляченко Е.В. просит постановление судьи оставить без изменения, мотивируя необходимостью установления над осуждённой строгого контроля в связи с ее отрицательным поведением.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановления судьи.

Согласно ч. 2 ст. 116 УИК РФ злостным может быть признано совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осуждённый был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Из представленных материалов следует, что Большакова осуждена приговором суда от 27 мая 2009 года (с учетом постановления суда от 29 марта 2011 года) по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с исчислением срока наказания с 27 января 2009 года.

Из этих же материалов и характеристики видно, что, отбывая наказание в исправительной колонии общего режима с 25 июня 2009 года, Большакова зарекомендовала себя с положительной стороны и постановлением суда от 13 октября 2010 года переведена для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение.

По прибытии в колонию-поселение Большакова была ознакомлена с порядком и условиями отбывания наказания, правилами поведения, с правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, предупреждена об ответственности за нарушение режима отбывания наказания.

В период отбывания наказания в колонии-поселении при ИК-5 Большакова характеризуется как осуждённая, не реагирующая на меры воспитательного характера, не делающая должных выводов, физически здорова, внешне опрятна, с представителями администрации вежлива, корректна. С 29октября 2010 года трудоустроена пекарем на участок хлебопечения при ИК-5, однако за недобросовестное отношение к труду была уволена, а с 24 января 2011 года трудоустроена поваром в столовую, и по месту работы характеризуется положительно.

Вместе с тем, отбывая наказание в колонии-поселении, Большакова допускала нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Так, 27 февраля 2011 года к Большаковой, прибывшей в исправительное учреждение с опозданием с длительного выезда за его пределы с признаками алкогольного опьянения, была применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 15 суток, и постановлением начальника исправительного учреждения она была признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Направленное в этой связи представление о переводе осуждённой из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима оставлено судом 29 марта 2011 года без удовлетворения. В дальнейшем постановлением начальника исправительного учреждения от 29 сентября 2011 года за примерное поведение и добросовестное отношение к труду указанное взыскание снято досрочно.

Однако уже 5 июня 2011 года, а затем 11 октября 2011 года, то есть дважды осуждённая прибывала с длительных выездов с опозданиями, в связи с чем на неё наложены взыскания в виде водворения в штрафной изолятор соответственно на 5суток и на 10 суток.

В связи с повторным в течение одного года нарушением установленного порядка отбывания наказания и водворением за каждое из них в штрафной изолятор Большакова постановлением начальника исправительного учреждения от 12 октября 2011 года признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Осуждённая в судебном заседании не отрицала свою вину в нарушении правил внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Таким образом, установив, что осуждённая Большакова должных выводов для себя не сделала, предоставленной ранее судом возможностью исправиться не воспользовалась, вновь дважды допустила нарушения и имеет два непогашенных взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, в связи с чем признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, судья пришел к правильному выводу о необходимости перевода осуждённой из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима.

Выводы судьи основаны на исследованных в ходе судебного разбирательства материалах личного дела осуждённой, должным образом мотивированы, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах ссылки Большаковой на наличие поощрений и незначительность допущенных ею нарушений установленного порядка отбывания наказания, выразившихся в опозданиях с длительных выездов, не являются безусловным основанием для отмены постановления судьи.

Доводы осуждённой о том, что при водворении ее в штрафной изолятор не проводилось освидетельствование на факт нахождения ее в состоянии алкогольного опьянения, не имеют правового значения при проверке постановления судьи, поскольку основанием для признания Большаковой злостным нарушителем явились иные нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Нарушений уголовно-процессуального закона, регламентирующих порядок рассмотрения судьей вопроса об изменении вида исправительного учреждения, а также ущемляющих права осуждённой и влекущих отмену постановления, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе осуждённой Большаковой, судебной коллегией не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16ноября 2011 года в отношении осуждённой Большаковой Надежды Михайловны о переводе ее для дальнейшего отбывания наказания из колонии-поселения в исправительную колонию общего режима оставить без изменения, а кассационную жалобу осуждённой – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи