Дело № 3-14/2011 Именем Российской Федерации Камчатский краевой суд в составе: председательствующего судьи Ерютина К.И., при секретаре Сиятелеве К.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 11 октября 2011 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Камчатского края «Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае» от 28 апреля 2011 года № 590, установил: заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Закона Камчатского края от 28 апреля 2011 года № 590 «Об уполномоченном по правам человека и защите детства» в части слов «и защите детства» в наименовании и статье 1 Закона. В обоснование своих требований указал, что согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 года № 1381 утвержден исчерпывающий перечень типовых государственных должностей субъектов РФ, которым предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и Указа Президента РФ от 01.09.2009 года №986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» субъектам РФ предоставлена возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и уполномоченного по правам ребенка, соответственно. Государственная должность уполномоченного по правам человека и защите детства названными или иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрена, право самостоятельно учреждать такую должность субъектам Российской Федерации не предоставлено. В судебном заседании представитель заявителя Штокин А.Ю. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель губернатора Камчатского края Анькина Е.С., представитель Законодательного Собрания Камчатского края Шмаева Е.В., представитель Уполномоченного по правам человека и защите детства в Камчатском крае Медведева Ю.В. требования прокурора полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснили, что исходя из компетенции органов государственной власти субъектов РФ, установленной ст.ст. 73, 77 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и на основании ч. 4 ст. 13 Устава Камчатского края им представлено право создания государственного органа Камчатского края – Уполномоченный по правам человека и защите детства в Камчатском крае и его Аппарат. Каких-либо ограничений в наименовании государственных органов субъекта РФ федеральным законодательством не установлено. Одновременно с созданием государственного органа Камчатского края оспариваемым Законом учреждена государственная должность Камчатского края – Уполномоченный по правам человека и защите детства в Камчатском крае, наименование которой производно и соотносится с наименованием государственного органа. Перечнем типовых должностей субъектов установлена вариантность в наименованиях государственных должностей субъектов РФ. Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, преамбулы и ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Уставом Камчатского края от 04.12.2008 года №141 определены, в том числе, система органов государственной власти Камчатского края, порядок их образования и полномочия. Согласно ч. 3 ст. 1 Устава Камчатского края нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в пределах их полномочий, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и настоящему Уставу. В случае такого противоречия действуют нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и настоящего Устава. В силу ч. 4 ст. 13 Устава Камчатского края органы государственной власти Камчатского края могут, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должны создавать (формировать) государственные органы Камчатского края. Создание (формирование) государственного органа Камчатского края осуществляется в соответствии с законом Камчатского края, если иное не установлено федеральными законами и настоящим Уставом. Статьей 5 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусмотрена возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, а Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка. По смыслу ст. 5 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека» и п. 5 Указа Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» решение вопроса об учреждении данных должностей находится в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Между тем принимаемые органами государственной власти субъекта РФ при учреждении указанных должностей законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» законодательством субъекта Российской Федерации могут учреждаться должности Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации. При этом согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается с учетом положений данного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. 28 апреля 2011 года Законодательным Собранием Камчатского края принят Закон № 590 «Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае», опубликованный в газете «Официальные ведомости» от 10 мая 2011 года № 90-95 (далее – Закон). В соответствии со статьей 1 Закона предметом его регулирования является определение статуса, полномочий, порядка назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека и защите детства. Вместе с тем, Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка", Указом Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» предусмотрено учреждение должности «Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации». Поскольку указанные нормативные правовые акты не предусматривают возможности учреждения должности Уполномоченного по правам человека и защите детства в субъекте РФ, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положений Закона Камчатского края «Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае» от 28 апреля 2011 года № 590 в части слов «и защите детства» в наименовании и статье 1 указанного Закона являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Наличие у органов государственной власти субъектов Российской Федерации права самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти и по собственному усмотрению учреждать государственную должность Уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации не снимает обязанности соблюдения при учреждении этой должности и формировании государственных органов требований, установленных федеральным законодательством, в связи с чем доводы представителей заинтересованных лиц не могут быть признаны состоятельными. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199, 253 ГПК РФ, суд решил: заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения Закона Камчатского края от 28 апреля 2011 года № 590 «Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае» в части слов «и защите детства» в наименовании и статье 1 указанного Закона. Сообщение о принятом решении Камчатского краевого суда подлежит опубликованию в печатном издании Камчатского края «Официальные ведомости» после вступления его в законную силу. На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья К.И. Ерютин Мотивированное решение суда изготовлено 17 октября 2011 года