Судья Пенигина М.А. Дело № 33-783/2010 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Чаднова О.В. судей Трофимовой Е.А. и Федоренкова Г.Ф. при секретаре Володкевич Т.В., 15 июля 2010 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 апреля 2010 года, которым постановлено: Исковые требования ФИО4 удовлетворить. Признать ФИО4 нуждающейся в жилом помещении из жилищного фонда Камчатского края, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в порядке, установленном действующим законодательством, предоставить ФИО4 вне очереди жилое помещение из жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма жилой площадью не менее нормы предоставления, как лицу из числа детей сирот. Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в пользу ФИО4 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Правительство Камчатского края от ответственности по иску освободить. Заслушав доклад судьи Трофимовой Е.А., объяснения представителя Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Коновой А.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, ФИО4, считавшей решение суда правильным, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ФИО4 предъявила иск к Правительству Камчатского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края) о признании нуждающейся в жилом помещении жилищного фонда Камчатского края. Также просила возложить на ответчиков обязанность предоставить ей вне очереди жилое помещение из жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, как лицу из числа детей сирот. В обоснование заявленных требований указала, что является лицом из числа детей-сирот. 5 мая 1993 года умер её отец - ФИО9 Проживала она с матерью и сестрой ФИО8 в поселке Пионерский Елизовского района, по адресу: ..., ..., .... Мать - ФИО7 умерла 18 июля 2002 года, их с младшей сестрой передали под опеку старшей сестре - ФИО6 В 2003 году поступила в Профессиональное училище № 5, где ей предоставили общежитие. Проживание в квартире 18 в ... по ... в пос. Пионерский не представляется возможным по причине злоупотребления спиртными напитками старшей сестры ФИО6 и возникающих на этой почве неприязненных отношений. В 2007 году поступила в Камчатский государственный технический университет и постоянного жилья не имеет. В судебном заседании ФИО4 поддержала исковые требования. Представитель Правительства Камчатского края Крюкова Т.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., в связи чем, правовых оснований для удовлетворения требований истца нет. Представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Конова А.И., поддержала позицию представителя Правительства Камчатского края. Представитель третьего лица администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае Жириль Л.В. считала требования истца не обоснованными, ввиду наличия закрепленного за ней жилого помещения. Одновременно указала, что истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, поставлена на учет в администрации Пионерского сельского поселения на общих основаниях в порядке очередности. Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение. В кассационной жалобе Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит судебную коллегию решение суда отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 родилась 7 июня 1988 года в городе Петропавловске-Камчатском, родителями которой являлись: ФИО4, ФИО7 Жилое помещение, расположенное по адресу: Камчатский край, Елизовский район, ..., ..., ..., ..., жилой площадью 29,6 кв.м. на основании ордера от 15 декабря 1989 года Номер обезличен было предоставлено ФИО13 на состав семьи 4 человека. ФИО4 зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с 22 июля 1988 года. Отец истицы - ФИО13 умер 5 мая 1993 года, а 7 июля 2002 года умерла ее мать – ФИО7 С 1 апреля 2005 года, в связи с прекращением попечительства, истица поставлена на полное государственное обеспечение, вселена в общежитие училища, где проживала до окончания обучения по 30 июня 2007 года. 7 июля 2008 года ФИО4 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставлена на учет в администрации Пионерского сельского поселения. Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по решению вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлением жилищных субсидий, доплат и компенсаций от 7 июля 2009 года Номер обезличен, в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма ФИО4 отказано по мотиву закрепленного за ней жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по причинам, указанным в данной норме Закона; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Установив на основании исследованных доказательств фактические обстоятельства дела, из которых следует, что ФИО4 в силу положений статьи 1 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является лицом из числа детей-сирот, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба родителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действие положений части 1 статьи 8 данного закона на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на истицу не распространяются, в связи с чем обоснованно удовлетворил иск ФИО4 Выводы суда, положенные в обоснование постановленного решения, мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в решении и правильно оцененных в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется. Довод кассационной жалобы о том, что ни одним законодательным актом не возложена обязанность на органы исполнительной власти Камчатского края по обеспечению граждан категорий «лица из числа детей-сирот» вне очереди жилым помещением жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма, не свидетельствует о незаконности выводов суда по результатам рассмотрения дела. Вместе с тем заслуживают внимание доводы кассатора о том, что нормами Закона Камчатского края № 253 от 31 марта 2009 года «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма» не регулируются правоотношения связанные с обеспечением жилыми помещениями жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма граждан категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также то, что Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства от 19.12.2008 года № 426-П установлено, что Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по предоставлению жилых помещений из жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма, в том числе по заключению договоров социального найма о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Камчатского края. Таким образом, из мотивировочной части решения суда подлежат исключению ссылки суда на «ст. 5 Закона Камчатского края № 253 от 31 марта 2009 года «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма» и на «пункт 17 статьи 2.1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 426-п». Иные доводы кассационной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными, так как аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и выводов суда первой инстанции не опровергают. Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 апреля 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения. Исключить из мотивировочной части решения суда ссылки на «ст. 5 Закона Камчатского края № 253 от 31 марта 2009 года «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма», «пункт 17 статьи 2.1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 426-п». Председательствующий Судьи