Судья Карматкова Е.В. Дело № 33-797/2010г. Чаднова О.В., судей Трофимовой Е.А., Федоренкова Г.Ф., при секретаре Володкевич Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 22 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Пастухова О.Ю. и его представителя адвоката Беркман О.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2010 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Пастухова О.Ю. о признании за ним права на получение Государственного жилищного сертификата и возложении обязанности на Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края при Правительстве Камчатского края оформить и выдать ему государственный жилищный сертификат отказать за необоснованностью. Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., объяснения Пастухова О.Ю., поддержавшего кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу представителя Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Панихиной М.И., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Пастухов О.Ю. предъявил иск к Министерству ЖКХ и энергетики Камчатского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС), возложении обязанности оформить и выдать ему ГЖС. В обоснование заявленных требований истец указал, что с 11 мая 2000 года как военнослужащий, уволенный с военной службы, он признан нуждающимся в получении жилого помещения. Ответчик до настоящего времени в устной форме отказывает ему в выдаче ГЖС в связи с отсутствием в представленных им документах обязательства от бывших членов семьи сдать жилое помещение, которое было предоставлено ему в период службы. В судебном заседании истец участия не принимал, его представитель Беркман О.Н. исковые требования поддержала. Представители Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Косова Е.В. и Панихина М.И. иск не признали. Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Пастухов О.Ю. и его представитель Беркман О.В. просят отменить решение суда, ссылаясь на необоснованность вывода суда о том, что истец не обращался за выдачей ГЖС. Кроме того, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле качестве третьего лица руководителя Отдела жилищных отношений Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, который мог подтвердить факт его обращения с заявлением о выдаче ГЖС. В возражениях представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Панихина М.И. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи ГЖС. Согласно пп. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153) (далее - Правила) право на участие в подпрограмме имеют в том числе граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года. В соответствии с пп. «в» п. 18 Правил, выдачу ГЖС указанной категории граждан осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу п. 24 Правил, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учётное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта РФ. На основании п. 26 Правил, орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год по форме согласно приложению № 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. По смыслу данных правовых норм ГЖС выдаётся гражданам - участникам подпрограммы только при соблюдении установленного Правилами порядка. Как следует из материалов дела, в соответствии с пп. 17, 18 п. 2.1 Положения «О министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края» (утв. постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 426-П) министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по реализации постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Пастухов О.Ю. уволен с военной службы по ограниченному состоянию здоровья 31 марта 1998 года, в связи с чем у него возникло право на льготы, предоставляемые военнослужащим, уволенным с военной службы, в том числе право на получение жилого помещения. С 11 мая 2000 года истец состоит на учёте в Петропавловск-Камчатском городском округе как нуждающийся в предоставлении жилого помещения, и признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы». Судом установлено, что Пастухов О.Ю. в Петропавловск-Камчатский городской округ, где он состоит на учёте, с заявлениями о выделении ГЖС в планируемом году не обращался; его учётное дело с заявлением о выделении ГЖС в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края с целью рассмотрения на заседании рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года в 2010 году из указанного органа местного самоуправления не передавались. Доказательств обратного истец не представил. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необоснованности иска Пастухова О.Ю., поскольку им не был соблюдён установленный Правилами порядок обращения за получением ГЖС. Этот вывод суда мотивирован, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств и правильно применённых нормах материального права. Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении для участия в судебном заседании в качестве третьего лица руководителя Отдела жилищных отношений Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа не может являться основанием для отмены принятого по делу решения, поскольку материалами исследованного в ходе судебного разбирательства учётного дела факт его обращения с заявлением о выдаче ГЖС в орган местного самоуправления не подтвердился. При рассмотрении спора нормы материального и процессуального права судом применены правильно, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьи
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:председательствующего