Судья Цуканова В.И. Дело № 33-1055/2010 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Миронова А.А., судей Федоренкова Г.Ф., Стальмахович О. Н. при секретаре Поповой В.В. 16 сентября 2010 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе истца Мина Геннадия Михайловича на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2010 года, которым постановлено: Исковое требование Мин Г.М. к Краевому государственному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о монетизировании льгот по оплате коммунальных услуг ЖКХ в размере 50 процентов от начислений оставить без удовлетворения. Заслушав доклад председательствующего, объяснения Мина Г.М., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Мин Г.М. предъявил иск к Краевому государственному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее КГУ «Центр выплат»), с требованием обязать ответчика прекратить неправомерные действия и предоставлять истцу льготы в размере ранее достигнутого уровня социальной защиты, а именно, 50 % скидки с квартирной платы, ремонта, содержания жилья и оплаты коммунальных услуг с октября 2009 года, согласно служебному письму директора МУ «РКЦ по ЖКХ» г. Петропавловска-Камчатского Федоровой Н.Н., решению Петропавловск-Камчатского городского суда от 8 апреля 2005 года, Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ, Конституции РФ, Международной конвенции по правам человека, ст. 1064 ГК РФ «вред, причиненный гражданину в результате излишних выплат, подлежит взысканию». В обоснование иска указал, что по решению Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатской области от 8 апреля 2005 года Муниципальное учреждение «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» было обязано предоставлять ему скидку не ниже 50 % с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг независимо от занимаемой инвалидом жилой площади и затраченных коммунальных услуг. Однако после монетизации льгот с октября 2009 года ответчик, ссылаясь на постановление Правительства Камчатского края, противоречащее по его мнению Федеральному закону «О защите прав инвалидов в РФ» монетизирует льготы не в полном объеме, а только 12,2 %, что не соответствует решению суда от 8 апреля 2005 года. В судебном заседании Мин Г.М. исковые требования поддержал. Представитель ответчика КГУ «Центр выплат» Лямина Е.В. иск не признала, пояснив, что права на 50% скидку на оплату жилого помещения истец не имеет, поскольку проживает в приватизированной квартире. Скидка на оплату коммунальных услуг истцу предоставляется в предусмотренном законодательством размере. Третье лицо Муниципальное автономное учреждение «Расчетно-кассовый центр по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского» своего представителя в суд не направило, представило отзыв, указав, что с 1 октября 2009 года ответчик самостоятельно производит предоставление льгот инвалидам без участия МАУ «РКЦ», поэтому данными о порядке назначения льготы и ее размере не располагает. Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение. В кассационной жалобе Мин Г.М., ссылаясь на те же обстоятельства, что и в суде первой инстанции, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований. Указывает, что размер предоставляемой ему льготы по оплате за жилье не обеспечивает уровень социальной защиты, предусмотренный ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по изложенным в ней доводам. Согласно ч. 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Как следует из материалов дела, Мин Геннадий Михайлович является инвалидом третьей группы с детства, зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его супруге Мин Н.В., по адресу: Петропавловск-Камчатский, ..., ..., .... Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, проживая в частном жилищном фонде, не имеет права на получение 50% скидки на оплату жилого помещения, при этом имеет право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Рассматривая вопрос о предоставлении истцу льготы по оплате коммунальных услуг, суд, руководствуясь нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральным и региональным законодательством, регулирующим данные правоотношения, установил, что ответчиком указанные меры социальной поддержки Мину Г.М. предоставляются в установленном размере. Как указано в судебном решении, предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, скидок не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 28.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки. Объем средств в виде субвенций, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, федеральных стандартов предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и социальной нормы площади жилья. Указанные федеральные стандарты утверждаются ежегодно Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» и применяются для расчета межбюджетных трансфертов. Таким образом, способ возмещения убытков, вызванных предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установлен на федеральном уровне, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязаны разработать и реализовать необходимые механизмы предоставления указанных мер социальной поддержки населения путем принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в пределах средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации в виде субвенций в соответствии с утвержденным на текущий год федеральным стандартом. В Камчатском крае такими нормативными актами, разработанными в соответствии с установленными федеральным законодательством стандартами, являются: Закон Камчатского края от 4 мая 2008 года № 50 «Об установлении региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг», постановление Правительства Камчатского края от 22 октября 2008 года № 325-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», одноименное постановление Правительства Камчатского края от 23 марта 2010 года № 129-П, постановление Правительства Камчатского края 30 января 2009 года № 31-П «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2009 год», постановление Правительства Камчатского края от 5 февраля 2010 года № 62-П «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год». Установив, что КГУ «Центр выплат» с 1 октября 2009 года предоставляет Мину Г.М. меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в денежной форме в соответствии с расчетами, сделанными на основе вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении его требований. Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основан на исследованных доказательствах, изложенных в решении и правильно оцененных в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется. Довод кассационной жалобы о том, что размер предоставляемой истцу льготы по оплате за жилье не обеспечивает ему уровень социальной защиты, предусмотренный Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», несостоятелен, основан на неверном толковании норм материального права. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (ст. 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется законодателем, который и установил федеральные стандарты с целью определения размера мер социальной поддержки в отношении лиц, имеющих право на получение льгот из средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации в виде субвенций. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией по делу не установлено. Учитывая, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи