33-1092/2010- кас предст. прокурора о признании постановлен. Главы ПКГО противор. федеральн. зак-в



      

Судья Иванишена С.А. Дело № 33-1092/2010г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

судей Ерютина К.И., Стальмахович О.Н.,

при секретаре Поповой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 30 сентября 2010 года гражданское дело по кассационному представлению прокурора г. Петропавловска-Камчатского на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июля 2010 года, которым постановлено:

прокурору г. Петропавловска-Камчатского в удовлетворении заявления о признании нормативного правового акта постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.12.2007 года № 2946 «О плате за профессиональную подготовку детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в Петропавловск-Камчатском городском округе» противоречащим действующему федеральному законодательству, не действующим с момента вступления его в законную силу – отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., заключение прокурора Платоновой М.Л., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу и противоречащим действующему федеральному законодательству нормативного правового акта – постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 24 декабря 2007 года № 2946 «О плате за профессиональную подготовку детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в Петропавловск-Камчатском городском округе». В обоснование указал, что обучение учащихся образовательных учреждений дополнительного образования детей в ПКГО по указанным в оспариваемом постановлении специальностям предусмотрено соответствующими образовательными программами и федеральными государственными стандартами и подлежит финансированию из бюджета, в связи с чем взимание платы за данные услуги неправомерно. Оспариваемым постановлением нарушаются права неопределённого круга лиц, несовершеннолетние дети которых посещают образовательные учреждения дополнительного образования или намереваются их посещать.

Участвовавший в деле помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Количева О.Н. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Заинтересованное лицо Глава ПКГО Скворцов В.В. в судебном заседании участия не принимал.

Представитель Главы ПКГО и заинтересованных лиц: администрации ПКГО, департамента социального развития ПКГО Ганоцкая Л.Х. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормам законодательства об образовании.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального права. Указывается, что дополнительное образование детей осуществляется по программам дополнительного образования, реализуемым в образовательных учреждениях дополнительного образования, при этом такие программы для данных учреждений являются основными, поскольку они определяют его статус и финансируются учредителем, в связи с чем данные учреждения не вправе взимать плату за оказание данных услуг.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Главы ПКГО от 34 декабря 2007 года № 2946 «О плате за профессиональную подготовку детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в ПКГО» установлена с 1 января 2008 года ежемесячная плата за профессиональную подготовку детей в муниципальных образовательных учреждениях, взимаемую с родителей (законных представителей) в зависимости от специальности в следующих размерах в следующих размерах:

- по специальности «Фортепиано», «Сольное пение» - 600 рублей;

- по специальности «Баян», «Аккордеон» - 280 рублей;

- по специальности «Скрипка», «Виолончель» - 250 рублей;

- по специальности «Балалайка», «Домра» - 200 рублей;

- по специальности «Духовые инструменты» - 160 рублей;

- по специальности «Гитара» - 380 рублей;

- по специальности «Ударные инструменты» - 120 рублей;

- по специальности «Групповые занятия»- 460 рублей;

- по специальности «Станковая живопись (групповые занятия) – 460 рублей.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что обучение учащихся учреждений дополнительного образования по указанным в оспариваемом постановлении специальностям не предусмотрено соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, поскольку они применимы только при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного), общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в связи с чем установление платы за профессиональную подготовку детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования, в частности в музыкальных школах, не нарушает права и интересы граждан.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с ч.ч. 1, 4, 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с изм.) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Деятельность таких образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учреждения дополнительного образования детей относятся к образовательным учреждениям.

Согласно ст. 26 Закона РФ «Об образовании» различаются дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования, в частности в музыкальных и художественных школах.

В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233 установлено, что оно регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе и детских школ искусств.

В соответствии с п.п. 44, 47 вышеуказанного Типового положения деятельность учреждения дополнительного образования финансируется его учредителем, а источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения помимо собственных средств учредителя и бюджетных средств являются средства, полученные от предоставления дополнительных образовательных услуг.

При этом учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами.

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что дополнительное образование детей осуществляется по программам дополнительного образования, которые реализуются, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования.

При этом такие программы для данного учреждения являются основными, в связи с чем данный вид учреждения не вправе взимать плату за обучение в рамках реализуемых им программ дополнительного образования, так как они обусловлены его статусом и финансируются учредителем, поскольку реализация дополнительных образовательных программ, для которых и было создано данное учреждение, является для него основной образовательной деятельностью, которая осуществляется за счет средств, выделяемых учредителем, то есть из местного бюджета.

Оказание платных услуг данным видом учреждения возможно за рамками утвержденной для него программы дополнительного образования, которые предоставляются посредством заключения соответствующих договоров с потребителями.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, поскольку постановление Главы ПКГО от 34 декабря 2007 года № 2946 «О плате за профессиональную подготовку детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в ПКГО» противоречит федеральному законодательству.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело в суд первой инстанции, принять новое решение, которым признать оспариваемый нормативный правовой акт противоречащим закону и недействующим.

Руководствуясь статьями 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

         Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 июля 2010 года отменить.

Признать противоречащим закону и недействующим постановление Главы Петропавловск-Камчатского городского округа № 2946 от 24 декабря 2007 года «О плате за профессиональную подготовку детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в Петропавловск-Камчатском городском округе» со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Председательствующий

Судьи