33-1148/2010 касс. жалоба Министерства ЖКХ об обязанности обеспечении жилым помещением



Судья Науменко И.В.

Дело № 33-1148/2010г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего

Миронова А.А.,

судей

Мелентьевой Ж.Г., Трофимовой Е.А.

при секретаре

Каталагине И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 21 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 августа 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Елизовского городского прокурора в интересах ФИО4 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности в обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обеспечить ФИО4, 29 марта 1990 года рождения, уроженку г. Петропавловска-Камчатского по месту жительства на территории Елизовского городского поселения вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Коновой А.И., поддержавшей кассационную жалобу, заключение прокурора Платоновой М.Л., полагавшей решение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Елизовский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности обеспечить ее жилым помещением.

В исковом заявлении, ссылаясь на п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года № 122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Положение о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 426-П, просил суд обязать ответчика обеспечить ФИО4, 29 марта 1990 года рождения, по месту жительства на территории Елизовского городского поселения вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО4 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу федерального законодательства и нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации подлежат внеочередному обеспечению жилым помещением. Однако решением соответствующей комиссии ответчика от 5 марта 2010 года ФИО4 по результатам рассмотрения ее документов об обеспечении жилым помещением жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма было отказано.

В судебном заседании помощники Елизовского городского прокурора Соколовская О.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

ФИО4 в судебном заседании предъявленные в ее интересах прокурором исковые требования поддержала.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Пономарева А.А. иск не признала, полагая требование прокурора необоснованным, указав, что ФИО4 имеет закрепленное за ней пригодное для проживания жилое помещение и право пользования им на условиях договора социального найма.

Третье лицо администрация Елизовского городского поселения представителя в суд не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, ссылаясь на неправильное применение судом нор материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В письменных возражениях относительно кассационной жалобы прокурор, участвующий в деле, с доводами жалобы не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

        Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, су­дебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основа­ниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке яв­ляются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в реше­нии суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное приме­нение норм материального или процессуального права.

Разрешая иск прокурора о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанности обеспечить ФИО4 жилым помещением, суд пришел к выводу об обоснованности предъявленных требований.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ФИО4 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая после окончания пребывания в образовательном учреждении является нуждающейся в жилом помещении в силу необеспеченности ее жильем на праве собственности либо на условиях социального найма. При этом суд сослался на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие у истицы жилого помещения в собственности, а также факта использования ею жилого помещения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский ул. Партизанская, ..., где она зарегистрирована как по своему постоянному месту жительства с 11 июля 2008 года.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения сторон, сделан без исследования и оценки всех обстоятельств и доказательств по делу.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в числе которых названы лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1). Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

Согласно ст. 1 названного Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, –  это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает, что лица, в отношении которых названный закон осуществляет правовое регулирование, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. Те же лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет таких лиц осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (соответствующее учреждение, общежитие, приемная семья и т.п.).

Аналогичные правовые нормы содержатся в ст. 7 Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года № 122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Камчатского края № 122), из которой следует, что вышеназванные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются в порядке, определяемом постановлением Правительства Камчатского края, по месту жительства вне очереди жилыми помещениями общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Камчатском крае. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и снятие их с регистрационного учета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Камчатского края и относятся к расходным обязательствам Камчатского края.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что названные в них категории граждан по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования подлежат обеспечению жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации вне очереди и по месту их жительства при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения, при невозможности использования для проживания какого-либо жилого помещения.

Как следует из материалов дела, ФИО4 родилась 29 марта 1990 года. Ее мать ФИО11 лишенная в 2001 году родительских прав в отношении дочери, умерла 9 января 2006 года. Согласно свидетельству о рождении данных об отце истицы не имеется.

С 20 августа 1998 года по 31 августа 2006 года истица воспитывалась в МОУ «Детский дом-школа № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 1 сентября 2006 года по 30 июня 2008 года обучалась в КГОУ НПО «Профессиональное училище № 10», по окончании которого – в КГОУ НПО «Профессиональное училище № 5» г. Елизово.

В силу положений ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ ФИО4 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Указав на данные обстоятельства, а также на отсутствие доказательств наличия у истицы жилого помещения на праве собственности и факта использования ею жилого помещения по ул. Партизанская, ... в г. Петропавловске-Камчатском, суд оставил без внимания, должной проверки и надлежащей правовой оценки имеющиеся в деле доказательства, указывающие на наличие у истицы закрепленного за ней жилого помещения.

Так, согласно имеющимся в деле копии паспорта, копии поквартирной карточки, справки с места жительства истица с 11 июля 2008 года значится зарегистрированной как по постоянному месту жительства в квартире по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Партизанская, ..., .... жилой площадью 18 кв.м. и общей площадью 44,4 кв.м.   л.д. 12, 17, 18, 40).

Из письменного заявления самой ФИО4 на имя Елизовского городского прокурора, ходатайства КГОУ НПО «Профессиональное училище № 5» г. Елизово в адрес ответчика усматривается, что у истицы в отношении названного жилого помещения имеется охранное свидетельство от 26 января 1999 года л.д. 8, 11).

 Согласно справке Комитета по учету и распределению жилищного фонда администрации г. Петропавловска-Камчатского от 26 января 1999 года за ФИО4 (на тот период времени ФИО11) Е.Н. сохраняется в соответствии со ст. 60 ЖК РСФСР право на жилое помещение по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Партизанская, ... жилой площадью 18 кв.м. л.д. 16).

Обстоятельства невозможности вселения истицы в названное жилое помещение по причине регистрации и проживания в нем ее брата ФИО12, на что указал суд в решении, доказательствами не подтверждены.

Доказательств непригодности этого жилого помещения для проживания, наличия иных препятствий для проживания в нем стороной истца суду также не представлено.

Факт реального проживания брата истицы в спорном жилом помещении также доказательствами не подтвержден и судом не устанавливался.

Более того, как пояснила сама ФИО4 в судебном заседании, что следует из протокола судебного заседания, вселяться в квартиру она не пыталась, живет в ней брат или нет, проживают ли в квартире иные лица ей неизвестно л.д. 46).

Таким образом, вывод суда в решении о невозможности проживания истицы в закрепленном за ней жилом помещением является несостоятельным по причине его недоказанности, хотя данное обстоятельство является юридически значимым.

Вопреки положениям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ и ст. 7 Закона Камчатского края № 122 об обеспечении указанных в них лиц жилым помещением по месту жительства, суд, возлагая на ответчика обязанность обеспечения истицы жилым помещением на территории Елизовского городского поселения, достоверно не определил место жительства истицы, с точки зрения правоположений «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, а также ст. 20 ГК РФ, из которой следует, что местом жительства лиц, обучающихся в средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находящихся не в том месте, где гражданин проживал до поступления в соответствующее учреждение по общему правилу считается то место, из которого он прибыл и где постоянно проживал до этого.

Вопрос о том, откуда изымалась истица, будучи ребенком, для помещения в Детский дом № 2 с последующим обучением в КГОУ НПО «Профессиональное училище № 10», по окончании которого – в КГОУ НПО «Профессиональное училище № 5» г. Елизово судом не исследовался и не рассматривался. Между тем это обстоятельство является юридически значимым для правильного разрешения дела, подлежащим установлению наряду с другими обстоятельствами по делу.

Указанное свидетельствует о том, что суд постановил решение без принятия всех необходимых мер для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела.

С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а дело направлению на новое рассмотрение, поскольку при указанных нарушениях закона судебная коллегия лишена возможности принять свое решение.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовать все доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, и в зависимости от установленного, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

     

         Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 августа 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи