Судья Доценко Ю.В. Дело № 33-1279/2010 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: Литвиненко Е.З., судей Трофимовой Е.А., Федоренкова Г.Ф., при секретаре Каталагине И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 25 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года, которым постановлено: Заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить. Признать п. 6 постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года № 3647 (в редакции от 5 октября 2009 года) «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», а также п.п. 1.3., 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9. в части слов «в распоряжении о признании граждан малоимущим указываются иные виды муниципальной помощи, на которые гражданин имеет право, включая необходимость признания такого гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма», п.п. 3.10, 4.3. в части слов «2, 3», 4.4, 4.6, 5.2. приложения к постановлению Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года № 3647 (в редакции от 5 октября 2009 года) противоречащими федеральному и региональному законодательству и не действующими со дня принятия. Обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа опубликовать настоящее судебное решение или сообщение о настоящем судебном решении в печатном издании - газете «Град Петра и Павла» в течение десяти дней по вступлении его в законную силу. Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., объяснения представителя Администрации и Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Пономаренко О.А., поддержавшей кассационную жалобу, заключение прокурора прокуратуры Камчатского края Платоновой М.Л., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд с заявлением, в котором, с учётом уточнённых требований, просил признать противоречащими федеральному и региональному законодательству и недействующими со дня принятия п. 6 постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года № 3647 (в редакции от 5 октября 2009 года) «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», п.п. 1.3, 2.1 – 2.4, 3.1 – 3.9 в части слов «в распоряжении о признании граждан малоимущим указываются иные виды муниципальной помощи, на которые гражданин имеет право, включая необходимость признания такого гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма», п.п. 3.10, 4.3 (в части слов «2, 3»), 4.4, 4.6, 5.2 приложения к данному постановлению. Участвовавший в деле помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Кайгородов С.О. заявление поддержал. Представитель заинтересованных лиц - Главы и Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – Пономаренко О.А. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Представитель заинтересованного лица - Департамента социального развития Петропавловск-Камчатского городского округа – Ермолаева И.В. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Представитель заинтересованного лица - Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа в судебное заседание не явился. Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Пономаренко О.А. просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора, указывая на то, что оспариваемые положения постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа не противоречат законам Камчатского края, регулирующим правоотношения, связанные с учётом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В силу ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены ст. 14 ЖК РФ. Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 указанной статьи к таким полномочиям относится, в том числе установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений установлены ст. 13 ЖК РФ. Согласно п.п. 3, 7 ч. 1 данной правовой нормы к таким полномочиям, в частности, относятся установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Такой порядок установлен Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и Законом Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в целях признания граждан малоимущими, и о порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма». Пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 года № 13) разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения, к ведению субъектов РФ или к вопросам местного значения Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 декабря 2008 года Главой Петропавловск-Камчатского городского округа принято постановление № 3647 «Об организации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа работы по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма». Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 3 апреля 2009 года № 1071 и постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 5 октября 2009 года № 2975 в указанный нормативный правовой акт внесены изменения. Названные выше постановления официально опубликованы в газете «Град Петра и Павла» № 1 (133) от 16 января 2009 года, № 14 (146) от 17 апреля 2009 года, № 43 (175) от 09 октября 2009 года. Установив, что оспариваемые прокурором положения постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа противоречит федеральному и региональному законодательству, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении его заявления, признав соответствующие пункты постановления недействующими со дня его принятия. При этом суд обоснованно исходил из того, что п. 6 постановления Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 22 декабря 2008 года № 3647 противоречит п. 3 ст. 4 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53; п.п. 1.3, 2.1, 2.3, 2.4 приложения к оспариваемому постановлению противоречат Закону Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52, который не предусматривает порядок предварительного определения оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях; п. 2.2 содержит собственное правовое регулирование по вопросу, относящемуся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ; п.п. 3.1 – 3.6 противоречат п. 3 ст. 4 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53 и содержат собственное правовое регулирование порядка признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; п.п. 3.7, 3.8 противоречат п. 3 ст. 4 и ч. 1 ст. 7 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53 и содержат собственное правовое регулирование порядка признания граждан малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма; п. 3.9 приложения к оспариваемому постановлению в части слов «в распоряжении о признании гражданина малоимущим указываются иные виды муниципальной помощи, на которые гражданин имеет право, включая необходимость признания такого гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма» противоречит п. 3 ч. 1 ст. 5.1 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52; п. 3.10 противоречит ч. 1 ст. 5.1 этого же Закона; п. 4.3. в части слов «2, 3» противоречит ст.ст. 7 – 10 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 53; п. 4.4 принят с превышением полномочий органа местного самоуправления и противоречит ч.ч. 1 ст. 6 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 52; п. 4.6 принят с превышением полномочий органа местного самоуправления; п. 5.2 содержит собственное правовое регулирование по вопросу, относящемуся к компетенции органов государственной власти субъекта РФ. Указанный вывод суда первой инстанции в решении подробно мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется. Обстоятельства, в связи с которыми суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости признания в оспариваемой части пункта постановления со дня его принятия, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 253 ГПК РФ указаны в мотивировочной части решения суда. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку правильных выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Судьипредседательствующего