Судья Цуканова В.И. Дело № 33-808/2010г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Чаднова О.В., судей Трофимовой Е.А., Федоренкова Г.Ф., при секретаре Плотникове А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 22 июля 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Лагун Т.Г. - Макарьева В.Ф. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 мая 2010 года, которым постановлено: Исковое заявление Лагун Т.Г. к УФСИН России по Камчатскому краю о включении в списки на получение государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязательстве включить в список очередников на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета с помощью государственного жилищного сертификата, обязательстве оформить и направить документы в ФСИН России для проведения в установленном порядке мер для выделения ей жилищного сертификата оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., возражения на кассационную жалобу представителя УФСИН России по Камчатскому краю Колесниковой О.В. и представителя СИЗО № 1 УФСИН России по Камчатскому краю Кулаковой Н.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Лагун Т.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к СИЗО № 1 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю, в котором, с учётом уточнений, просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) на состав семьи из 3 человек, обязать УФСИН России по Камчатскому краю включить её в список очередников на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета с помощью ГЖС, оформить и направить соответствующие документы в ФСИН России для проведения в установленном порядке мер для выделения ей ГЖС. Лагун Т.Г. в судебное заседание не явилась. Её представитель Макарьев В.Ф. настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представители УФСИН по Камчатскому краю Печёнкин О.А. и СИЗО № 1 УФСИН России по Камчатскому краю Кулакова Н.В. иск не признали. Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель истицы Макарьев В.Ф. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд не принял во внимание п. 23 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и не дал оценки тому обстоятельству, что Лагун Т.Н. повторно обращалась к ответчику с заявлением о включении её в программу ГЖС, к которому приложила все необходимые документы. В возражениях начальник УФСИН по Камчатскому краю Кириленко Н.А. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с п. 4 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054) (далее – Правила) вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Согласно пп. «а» п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются в том числе сотрудники УИС, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности МВД РФ или Минюста РФ 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ с 1 марта 2005 года принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленным федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153) (далее - Правила) право на участие в подпрограмме имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счёт федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года. В соответствии с разделом II Инструкции о порядке формирования списков и выдаче ГЖС в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ № 287 от 4 июня 2007 года) сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищный условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению № 1 к Правилам по месту постановки на жилищный учёт (п. 3). Вместе с заявлением (рапортом) граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют следующие документы: выписку из приказа об увольнении со службы в учреждениях и органах УИС с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных со службы и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в учреждениях и органах УИС; выписку из домовой книги (для граждан, проживающих в общежитии, - карточки учёта) и копию финансового лицевого счёта; выписку из решения органа по учёту и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утверждённую начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати; копию документа, подтверждающего право гражданина - участника подпрограммы на дополнительную площадь жилого помещения в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ (п. 4). Должностными лицами совместно с органом по учёту и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа УИС рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы (п. 8). Одним из оснований для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 4-6 настоящей Инструкции (пп. 2 п. 10). Как следует из материалов дела, Лагун Т.Г. проходила службу в СИЗО № 1 в должности инспектора дежурной службы, имела специальное звание «прапорщик внутренней службы». Приказом СИЗО № 1 от 3 сентября 2009 года № 71-лс она была уволена со службы по п. «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста). На момент увольнения её выслуга в календарном исчислении составила 13 лет 5 месяцев 4 дня. 1 июля 2009 года и 24 июля 2009 года Лагун Т.Г. обращалась с рапортом к и.о. начальника СИЗО № 1 о признании её и членов её семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства при увольнении – в г. Калининграде. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 25 ноября 2009 года (с учётом кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 28 января 2010 года) Лагун Т.Г. отказано в удовлетворении иска к УФСИН России по Камчатскому краю о признании её и членов её семьи нуждающимися в получении жилья на избранному месту жительства – в г. Калининграде. 3 сентября 2009 года Лагун Т.Г. обратилась в УФСИН России по Камчатскому краю с рапортом установленной формы о выдаче ей ГЖС для приобретения жилого помещений в г. Калининграде, приложив к нему копию своего паспорта, копии паспортов членов семьи и копию распоряжения № 208/М Управления социальной поддержки населения Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 декабря 2008 года о признании Лагун Т.В. и членов её семьи малоимущими в целях принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма. Другие документы, установленные п. 4 раздела II Инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС, к рапорту приложены не были. Письмом от 15 октября 2009 года Врио начальника УФСИН России по Камчатскому краю сообщил Лагун Т.Г., что в соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно письму заместителя председателя Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 февраля 2009 года правовых оснований для принятия Лагун Т.Г. на учёт граждан, нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа, не имеется, так как её семья проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 55,9 кв. м и на каждого члена семьи приходится 13, 9 кв. м, тогда как учётная норма площади жилого помещения при постановке на такой учёт установлена из расчёта на одного человека 13,0 кв. м общей площади. Судом установлено, что до увольнения со службы Лагун Т.Г. в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в СИЗО № 1 до 1 марта 2006 года не состояла. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришёл к правильному выводу о том, что до увольнения со службы Лагун Т.Г. не представила все документы, необходимые для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.», и обоснованно отказал ей в удовлетворении иска. Выводы суда основаны на материалах дела, мотивированы, соответствуют нормам жилищного права, в связи с чем оснований считать их неправильными у судебной коллеги не имеется. Ссылку в кассационной жалобе на п. 23 Правил, предусматривающим возможность повторного обращения с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме после устранения оснований для отказа, указанных в п.п. «б» и «в» п. 22 настоящих Правил, судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку на момент увольнения Лагун Т.Г. и члены её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по месту жительства не признаны. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств и выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края 17 мая 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Судьи