Судья Четырина М.В. Дело № 33-1325/2010 г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Стальмахович О.Н., судей Федоренкова Г.Ф. и Трофимовой Е.А., при секретаре Уляшовой С.В., 9 декабря 2010 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 сентября 2010 года, которым постановлено: Исковые требования Миронычевой Ирмы Владимировны удовлетворить. Признать Миронычеву Ирму Владимировну нуждающейся в жилом помещении из жилищного фонда Камчатского края, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в порядке, установленном действующим законодательством, предоставить Миронычевой Ирме Владимировне вне очереди жилое помещение из жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма жилой площадью не менее нормы предоставления, как лицу из числа детей-сирот. Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в пользу Миронычевой Ирмы Владимировны расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 200 рублей. Правительство Камчатского края от гражданско-правовой ответственности по данному делу освободить. Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Коновой А.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Миронычева И.В. предъявила в суде иск к Правительству Камчатского края о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения и понуждении предоставить ей из жилищного фонда Камчатского края вне очереди жилое помещение по месту жительства по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, как лицу из числа детей-сирот. В обоснование требований указала на то, что относится к данной категории лиц. После смерти родителей ее опекуном была назначена старшая сестра ФИО5, которая переехала со своей семьей в квартиру родителей по адресу: <адрес>, где проживает по настоящее время. В марте 2005 года ФИО5 была освобождена от обязанностей попечителя, после чего она (истица) была определена в КГОУ НПО «Профессиональное училище № 5», где до его окончания находилась на полном государственном обеспечении. Несмотря на то, что она является членом семьи нанимателя вышеуказанной квартиры, проживать в ней она не имеет возможности, поскольку в двухкомнатной квартире кроме нее проживают еще четыре человека, ее сестра ФИО5 ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками и выгоняет ее из квартиры. Иного жилья она не имеет. В 2007 году она была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена администрацией Пионерского сельского поселения в очередь на получение жилья на общих основаниях. В судебном заседании по ходатайству Миронычевой И.В. в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. По указанным в заявлении основаниям Миронычева И.В. исковые требования поддержала. Пояснила, что до настоящего времени жильем она не обеспечена и продолжает нуждаться в его предоставлении. Представитель Правительства Камчатского края Крюкова Т.В. иск не признала, указав на то, что ее доверитель не является надлежащим ответчиком по делу. Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Панихина М.И. полагала требования истицы необоснованными. Пояснила, что истица не может быть обеспечена новым жильем, поскольку в силу охранного свидетельства за ней сохранена квартира по адресу: <адрес>. Администрация Елизовского муниципального района и администрация Пионерского сельского поселения представителей в судебное заседание не направили. Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение. Не соглашаясь с ним и указывая на те же доводы, что и в суде первой инстанции, по мотивам нарушения судом норм материального права и несоответствия изложенных в решении выводов суда обстоятельствам дела, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края просит судебную коллегию решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Кроме того, полагает, что поскольку истица состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилья в администрации Пионерского сельского поселения, она должна быть обеспечена жильем данной администрацией. По его мнению, обязанность органов исполнительной власти Камчатского края по обеспечению категорий граждан, к которым относиться истица, нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, не предусмотрены. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), вне очереди предоставляется жилое помещение по договору социального найма. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (по тексту – Федеральный закон № 159-ФЗ). Согласно ст. 1 названного Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает, что лица, в отношении которых названный закон осуществляет правовое регулирование, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. Те же лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичные правовые нормы содержатся в ст. 7 Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года № 122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (по тексту – Закон Камчатского края № 122), из которой следует, что вышеназванные лица, не имеющие закрепленного жилого помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются в порядке, определяемом постановлением Правительства Камчатского края, по месту жительства вне очереди жилыми помещениями общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Камчатском крае. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и снятие их с регистрационного учета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав указанной категории граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Камчатского края и относятся к расходным обязательствам Камчатского края. Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что названные в них категории граждан по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования подлежат обеспечению жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации вне очереди и по месту их жительства при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения или невозможности использования для проживания какого-либо жилого помещения. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Миронычева И.В., 14 сентября 1989 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку до достижения ею возраста 18 лет оба ее родителя умерли (л.д. 9-11, 19). В период с 13 августа 2002 года по 14 марта 2005 года она находилась под опекой своей сестры ФИО5 (л.д. 59-60), после чего была определенна в КГОУ НПО «Профессиональное училище № 5», где до его окончания находилась на полном государственном обеспечении. Согласно поквартирной карточки с 14 декабря 1989 года Миронычева И.В. зарегистрирована по постоянному месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, нанимателем по договору социального найма которой в настоящее время является ФИО5 (л.д. 13). В силу охранного свидетельства от 18 июня 2009 года данная квартира подлежала сохранению за истицей до ее совершеннолетия (л.д. 16). Как следует из договора социального найма № 302 от 11 марта 2008 года, кроме нее, как члена семьи нанимателя, в договор социального найма данной двухкомнатной квартиры включены в качестве таковых также ее сестра ФИО8 и несовершеннолетние дети нанимателя ФИО9 и ФИО10 (л.д. 61). Принимая во внимание, что в силу сложившихся между истицей и ФИО5 неприязненных отношений на почве злоупотребления последней спиртными напитками, ведения антиобщественного образа жизни, а также действий ФИО5, направленных на ограничение прав истицы по пользованию жилым помещением виде неоднократных попыток выгнать ее из квартиры по адресу: <адрес>, Миронычева И.В. фактически лишена возможности проживать в закрепленной за ней квартире, оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции об обоснованности исковых требований Миронычевой И.В. у судебной коллегии не имеется. Доказательств, опровергающих положенных судом в обоснование обжалуемого решения доводов истицы о невозможности ее проживания в названном жилом помещении, материалы дела не содержат. Не представлены такие доказательства и суд кассационной инстанции. Является также верным вывод суда о том, что надлежащим ответчиком по данному делу выступает именно Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, поскольку в силу п. 17 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 426-П, данное Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по предоставлению жилых помещений из жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма, в том числе по заключению договоров социального найма о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Камчатского края. При этом довод кассационной жалобы о том, что ни одним законодательным актом, регулирующим спорные правоотношения, не возложена обязанность на органы исполнительной власти Камчатского края по обеспечению граждан, принадлежащим к категории лиц из числа детей-сирот, вне очереди жилым помещением из жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма, о незаконности принятого по делу решения не свидетельствует. Иные доводы кассационной жалобы о несостоятельности решения суда по существу сводятся к переоценке выводов суда и о неправильности обжалуемого решения не свидетельствуют. Поскольку нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено, решение суда в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения. Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 сентября 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения. Председательствующий Судьи