Судья Цыганова С.С. | Дело № 33-1353/2010 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Миронова А.А., |
судей | Мелентьевой Ж.Г., Федоренкова Г.Ф., |
при секретаре Плотникове А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске- Камчатском 23 декабря 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвина В.Ф. на решение Тигильского районного суда Камчатского края от 8 сентября 2010 года, которым постановлено:
Иск Бородая Сергея Ивановича удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 49 от 12 июля 2010 года и отменить наложенное указанным распоряжением дисциплинарное взыскание на главу администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Бородая Сергея Ивановича в виде выговора.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 50 от 19 июля 2010 года и отменить наложенное указанным распоряжением дисциплинарное взыскание на главу администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Бородая Сергея Ивановича в виде выговора.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 53 от 26 июля 2010 года «О лишении премии Бородая С.И. за июль 2010 года».
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 66 от 31 августа 2010 года об отмене распоряжения главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 65 от 25 августа 2010 года «О премировании Бородая С.И. за август 2010 года».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., возражения на кассационную жалобу представителя Бородая С.И. – Бузмаковой Н.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Глава администрации Тигильского муниципального района Бородай С.И., с учётом уточнённых в судебном заседании требований, предъявил иск к главе муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвину В.Ф. о признании незаконными распоряжений данного должностного лица № 49 от 12 июля 2010 года и № 50 от 19 июля 2010 года, каждым из которых ему был объявлен выговор, и о снятии указанных дисциплинарных взысканий; о признании незаконными распоряжений главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 53 от 26 июля 2010 года «О лишении премии Бородая С.И. за июль 2010 года», № 65 от 25 августа 2010 года «О премировании Бородая за август 2010 года», № 66 от 31 августа 2010 года об отмене распоряжения главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 25 августа 2010 года № 65 «О премировании Бородая С.И. за август 2010 года».
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с проверкой состояния подготовки к осенне-зимнему периоду сельских поселений и образовательных учреждений этих поселений в период с 25 июня по 2 июля 2010 года он выезжал в командировку в села Усть-Хайрюзово, Хайрюзово и Ковран Тигильского муниципального района, издав соответствующее распоряжение. На время его отсутствия обязанности главы администрации Тигильского муниципального района по его распоряжению исполнял Тютюнькин А.С.
Распоряжением главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 12 июля 2010 года № 49 ему объявлен выговор за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, выразившееся в издании распоряжений о командировке и возложении обязанностей главы администрации Тигильского муниципального района на другое лицо с превышением должностных полномочий.
Распоряжением главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 19 июля 2010 года № 50 ему объявлен выговор за прогулы 1 и 2 июля 2010 года.
Распоряжением главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 26 июля 2010 года № 53 он лишён премии за июль 2010 года за нарушения условий контракта и служебной дисциплины со ссылкой на распоряжения этого должностного лица от 12 июля 2010 года № 49 и от 19 июля 2010 года № 50.
Указанные распоряжения считает незаконными, так как при издании распоряжений о своей командировке и возложении обязанностей главы администрации на Тютюнькина А.С. он действовал в пределах своей компетенции.
В судебном заседании Бородай С.И. заявленные требования поддержал.
Глава муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвин В.Ф. и его представитель Трусова Г.Б. иск не признали.
Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе глава администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвин В.Ф. просит отменить решение суда, указывая на то, что признанные судом незаконными распоряжения изданы в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленного порядка; вывод суда о том, что глава муниципального образования «Тигильский муниципальный район» не является работодателем для главы администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в том смысле, который придаётся этому термину трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе, является ошибочным.
В возражениях Бородай С.И. полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1); порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3).
Ст. 36 настоящего Федерального закона установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1).
Глава муниципального образования в пределах полномочий: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 4).
Согласно ст. 37 Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1).
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года (ч. 2). Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 3). Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ч. 6). Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: 1) подконтролен и подотчётен представительному органу муниципального образования; 2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; 3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 6.1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта) (ч. 1); нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч. 2); представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч. 3).
Согласно ст. 3 настоящего Федерального закона правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч. 1); на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч. 2).
В соответствии со ст. 27 данного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (ч. 1); порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ч. 3).
Аналогичный порядок прохождения и правовое регулирование муниципальной службы в Камчатском крае установлен ст.ст. 2, 3 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» (с изменениями и дополнениями).
Согласно Уставу муниципального образования «Тигильский муниципальный район» структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: 1) собрание депутатов муниципального района; 2) глава муниципального района; 3) местная администрация; 4) контрольно-счётное управление (ст. 21).
Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и в соответствии с федеральным законодательством наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе на основании решения собрания депутатов о назначении главы администрации Тигильского муниципального района заключает с ним контракт (пп. 17 ст. 33).
Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – местная администрация) является исполнительно-распорядительным органом муниципального района (п. 1 ст. 35).
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия; контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий собрания депутатов муниципального района, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы собрания депутатов муниципального района нового созыва), на 4 года; глава местной администрации назначается на должность собранием депутатов муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального района. Условия контракта для главы местной администрации утверждаются советом депутатов муниципального района в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Камчатского края – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края; глава администрации Тигильского муниципального района на правах единоначалия руководит администрацией района, в том числе решает кадровые вопросы муниципальной службы администрации муниципального района; в своей деятельности подконтролен и подотчётен собранию депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (ст. 36).
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Камчатского края, настоящим Уставом и решениями собрания депутатов муниципального района, издаёт: 1) постановления местной администрации – по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Камчатского края; 2) распоряжения местной администрации – по вопросам организации работы местной администрации (ст. 58).
Согласно Условиям контракта на замещение должности главы администрации МО «Тигильский муниципальный район» (утв. решением собрания депутатов МО «Тигильский муниципальный район» от 31 января 2006 года № 11 (с учётом изменений, внесённых решением от 27 ноября 2009 года № 14) глава администрации подотчётен собранию депутатов Тигильского муниципального района (п. 4.1); глава администрации осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Камчатского края, Уставом Тигильского муниципального района и нормативными правовыми актами собрания депутатов по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края, а представитель нанимателя (работодатель) осуществляет свои полномочия как сторона настоящего контракта в соответствии с трудовым законодательством с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Камчатского края «О муниципальной службе в Камчатском крае» и иными законами Камчатского края (п. 2); представитель нанимателя (работодатель) вправе: 1) требовать от главы администрации исполнения полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Камчатского края, Уставом Тигильского муниципального района, нормативными правовыми актами собрания депутатов по решению вопросов местного значения; 2) поощрять за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей; 3) привлекать к дисциплинарной ответственности в случае совершения дисциплинарного проступка (п. 3).
Из системного анализа указанных правовых норм следует, что работодателем для главы администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» является указанное муниципальное образование, от имени которого контракт с ним заключает глава муниципального образования (представитель нанимателя (работодатель).
Специфика муниципальной службы сама по себе не является основанием для отрицания трудовых отношений, так как она имеет стабильный, длящийся характер и предполагает систематическое выполнение определённых обязанностей.
Вместе с тем, как правильно указано в решении суда, глава Тигильского муниципального района не является для главы местной администрации работодателем в том смысле, который придаётся этому термину трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе, и не вправе регулировать вопросы, касающиеся организации работы местной администрации, в том числе в части его выезда в служебные командировки и назначения на этот период лица, временно исполняющего обязанности главы администрации.
Как следует из материалов дела, решением собрания депутатов МО «Тигильский муниципальный район» от 5 апреля 2010 года № 27 по результатам конкурса, объявленного решением указанного представительного органа от 27 ноября 2009 года № 16, Бородай С.И. назначен на должность главы администрации Тигильского муниципального района, которая согласно Реестру должностей муниципальной службы в Камчатском крае относится к группе высших должностей муниципальной службы.
Согласно распоряжению главы Тигильского муниципального района от 7 апреля 2010 года № 33 Бородай С.И. исполняет полномочия главы администрации с 15 апреля 2010 года.
7 апреля 2010 года глава Тигильского муниципального района Логвин В.Ф. (представитель нанимателя (работодатель) заключил с Бородаем С.И. (глава администрации) контракт, по условиям которого последний осуществляет полномочия главы администрации Тигильского муниципального района, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Камчатского края, Уставом Тигильского муниципального района и нормативными правовыми актами собрания депутатов по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края, а представитель нанимателя (работодатель) осуществляет свои полномочия как сторона настоящего контракта в отношении главы администрации в соответствии с трудовым законодательством с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Камчатского края «О муниципальной службе в Камчатском крае» и иными законами Камчатского края (п. 2); представитель нанимателя (работодатель) вправе поощрять главу администрации за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей, привлекать его к дисциплинарной ответственности в случае совершения дисциплинарного проступка (пп. 2,3 п. 7.1).
25 июня 2010 года Бородай С.И. издал распоряжение № 235 о своей командировке в села Усть-Хайрюзово, Хайрюзово и Ковран Тигильского муниципального района для оценки состояния подготовки этих сельских поселений и их образовательных учреждений к осенне-зимнему периоду, с 25 июня 2010 года сроком на 8 дней.
Указанная командировка Бородая С.И. подтверждена командировочным удостоверением с соответствующими отметками о пребывании в населённых пунктах.
Распоряжением от 28 июня 2010 года № 245 на период командировки с 28 июня 2010 года по 2 июля 2010 года Бородай С.И. назначил исполняющим обязанности главы администрации начальника отдела ЖКХ, строительства, транспорта, связи, электроснабжения и жилищной политики Тютюнькина А.С.
Распоряжением главы МО «Тигильский муниципальный район» Логвина В.Ф. от 12 июля 2010 года № 49 Бородаю С.И. за издание вышеуказанных распоряжений с превышением должностных полномочий объявлен выговор и на него возложена обязанность отменить их со дня издания.
Распоряжением главы МО «Тигильский муниципальный район» Логвина В.Ф. от 19 июля 2010 года № 50 Бородаю С.И. объявлен выговор за прогулы 1 и 2 июля 2010 года.
Распоряжением главы МО «Тигильский муниципальный район» от 26 июля 2010 года № 53 за нарушение условий контракта и служебной дисциплины Бородай С.И. лишён премии за июль 2010 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришёл к правильному выводу о том, что распоряжения о своём командировании в сельские поселения Тигильского муниципального района и о возложении на этот период обязанностей главы администрации на другое должностное лицо местной администрации изданы Бородаем С.И. в пределах его должностных полномочий, в связи с чем в его действиях отсутствует состав дисциплинарного проступка, и обоснованно признал обжалуемые им распоряжения главы МО «Тигильский муниципальный район», в том числе в части лишения Бородая С.И. премии за июль 2010 года, незаконными.
При этом, как следует из анализа указанных в решении суда правовых норм, глава администрации МО «Тигильский муниципальный район» как представитель нанимателя (работодатель) вправе поощрять главу местной администрации за добросовестный эффективный труд и привлекать к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством, Уставом Тигильского муниципального района и заключённым с ним контрактом.
Выводы суда основаны на материалах дела, мотивированы, соответствуют нормам законодательства о муниципальной службе и трудового законодательства, в связи с чем оснований считать их неправильными у судебной коллеги не имеется.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решении суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тигильского районного суда Камчатского края от 8 сентября 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Цыганова С.С. | Дело № 33-1353/2010 |
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Миронова А.А., |
судей | Мелентьевой Ж.Г., Федоренкова Г.Ф., |
при секретаре Плотникове А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске- Камчатском 23 декабря 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвина В.Ф. на решение Тигильского районного суда Камчатского края от 8 сентября 2010 года, которым постановлено:
Иск Бородая Сергея Ивановича удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 49 от 12 июля 2010 года и отменить наложенное указанным распоряжением дисциплинарное взыскание на главу администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Бородая Сергея Ивановича в виде выговора.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 50 от 19 июля 2010 года и отменить наложенное указанным распоряжением дисциплинарное взыскание на главу администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Бородая Сергея Ивановича в виде выговора.
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 53 от 26 июля 2010 года «О лишении премии Бородая С.И. за июль 2010 года».
Признать незаконным распоряжение главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 66 от 31 августа 2010 года об отмене распоряжения главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 65 от 25 августа 2010 года «О премировании Бородая С.И. за август 2010 года».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., возражения на кассационную жалобу представителя Бородая С.И. – Бузмаковой Н.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Глава администрации Тигильского муниципального района Бородай С.И., с учётом уточнённых в судебном заседании требований, предъявил иск к главе муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвину В.Ф. о признании незаконными распоряжений данного должностного лица № 49 от 12 июля 2010 года и № 50 от 19 июля 2010 года, каждым из которых ему был объявлен выговор, и о снятии указанных дисциплинарных взысканий; о признании незаконными распоряжений главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» № 53 от 26 июля 2010 года «О лишении премии Бородая С.И. за июль 2010 года», № 65 от 25 августа 2010 года «О премировании Бородая за август 2010 года», № 66 от 31 августа 2010 года об отмене распоряжения главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 25 августа 2010 года № 65 «О премировании Бородая С.И. за август 2010 года».
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с проверкой состояния подготовки к осенне-зимнему периоду сельских поселений и образовательных учреждений этих поселений в период с 25 июня по 2 июля 2010 года он выезжал в командировку в села Усть-Хайрюзово, Хайрюзово и Ковран Тигильского муниципального района, издав соответствующее распоряжение. На время его отсутствия обязанности главы администрации Тигильского муниципального района по его распоряжению исполнял Тютюнькин А.С.
Распоряжением главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 12 июля 2010 года № 49 ему объявлен выговор за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, выразившееся в издании распоряжений о командировке и возложении обязанностей главы администрации Тигильского муниципального района на другое лицо с превышением должностных полномочий.
Распоряжением главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 19 июля 2010 года № 50 ему объявлен выговор за прогулы 1 и 2 июля 2010 года.
Распоряжением главы муниципального образования «Тигильский муниципальный район» от 26 июля 2010 года № 53 он лишён премии за июль 2010 года за нарушения условий контракта и служебной дисциплины со ссылкой на распоряжения этого должностного лица от 12 июля 2010 года № 49 и от 19 июля 2010 года № 50.
Указанные распоряжения считает незаконными, так как при издании распоряжений о своей командировке и возложении обязанностей главы администрации на Тютюнькина А.С. он действовал в пределах своей компетенции.
В судебном заседании Бородай С.И. заявленные требования поддержал.
Глава муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвин В.Ф. и его представитель Трусова Г.Б. иск не признали.
Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе глава администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Логвин В.Ф. просит отменить решение суда, указывая на то, что признанные судом незаконными распоряжения изданы в соответствии с его компетенцией и соблюдением установленного порядка; вывод суда о том, что глава муниципального образования «Тигильский муниципальный район» не является работодателем для главы администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в том смысле, который придаётся этому термину трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе, является ошибочным.
В возражениях Бородай С.И. полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1); порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3).
Ст. 36 настоящего Федерального закона установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1).
Глава муниципального образования в пределах полномочий: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 4).
Согласно ст. 37 Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч. 1).
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года (ч. 2). Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 3). Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ч. 6). Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: 1) подконтролен и подотчётен представительному органу муниципального образования; 2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; 3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (ч. 6.1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта) (ч. 1); нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч. 2); представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч. 3).
Согласно ст. 3 настоящего Федерального закона правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч. 1); на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч. 2).
В соответствии со ст. 27 данного Федерального закона за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (ч. 1); порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ч. 3).
Аналогичный порядок прохождения и правовое регулирование муниципальной службы в Камчатском крае установлен ст.ст. 2, 3 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 года № 58 «О муниципальной службе в Камчатском крае» (с изменениями и дополнениями).
Согласно Уставу муниципального образования «Тигильский муниципальный район» структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: 1) собрание депутатов муниципального района; 2) глава муниципального района; 3) местная администрация; 4) контрольно-счётное управление (ст. 21).
Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и в соответствии с федеральным законодательством наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе на основании решения собрания депутатов о назначении главы администрации Тигильского муниципального района заключает с ним контракт (пп. 17 ст. 33).
Администрация муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (далее – местная администрация) является исполнительно-распорядительным органом муниципального района (п. 1 ст. 35).
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия; контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий собрания депутатов муниципального района, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы собрания депутатов муниципального района нового созыва), на 4 года; глава местной администрации назначается на должность собранием депутатов муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального района. Условия контракта для главы местной администрации утверждаются советом депутатов муниципального района в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Камчатского края – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края; глава администрации Тигильского муниципального района на правах единоначалия руководит администрацией района, в том числе решает кадровые вопросы муниципальной службы администрации муниципального района; в своей деятельности подконтролен и подотчётен собранию депутатов муниципального образования «Тигильский муниципальный район» (ст. 36).
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Камчатского края, настоящим Уставом и решениями собрания депутатов муниципального района, издаёт: 1) постановления местной администрации – по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Камчатского края; 2) распоряжения местной администрации – по вопросам организации работы местной администрации (ст. 58).
Согласно Условиям контракта на замещение должности главы администрации МО «Тигильский муниципальный район» (утв. решением собрания депутатов МО «Тигильский муниципальный район» от 31 января 2006 года № 11 (с учётом изменений, внесённых решением от 27 ноября 2009 года № 14) глава администрации подотчётен собранию депутатов Тигильского муниципального района (п. 4.1); глава администрации осуществляет полномочия, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Камчатского края, Уставом Тигильского муниципального района и нормативными правовыми актами собрания депутатов по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края, а представитель нанимателя (работодатель) осуществляет свои полномочия как сторона настоящего контракта в соответствии с трудовым законодательством с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Камчатского края «О муниципальной службе в Камчатском крае» и иными законами Камчатского края (п. 2); представитель нанимателя (работодатель) вправе: 1) требовать от главы администрации исполнения полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Камчатского края, Уставом Тигильского муниципального района, нормативными правовыми актами собрания депутатов по решению вопросов местного значения; 2) поощрять за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей; 3) привлекать к дисциплинарной ответственности в случае совершения дисциплинарного проступка (п. 3).
Из системного анализа указанных правовых норм следует, что работодателем для главы администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» является указанное муниципальное образование, от имени которого контракт с ним заключает глава муниципального образования (представитель нанимателя (работодатель).
Специфика муниципальной службы сама по себе не является основанием для отрицания трудовых отношений, так как она имеет стабильный, длящийся характер и предполагает систематическое выполнение определённых обязанностей.
Вместе с тем, как правильно указано в решении суда, глава Тигильского муниципального района не является для главы местной администрации работодателем в том смысле, который придаётся этому термину трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе, и не вправе регулировать вопросы, касающиеся организации работы местной администрации, в том числе в части его выезда в служебные командировки и назначения на этот период лица, временно исполняющего обязанности главы администрации.
Как следует из материалов дела, решением собрания депутатов МО «Тигильский муниципальный район» от 5 апреля 2010 года № 27 по результатам конкурса, объявленного решением указанного представительного органа от 27 ноября 2009 года № 16, Бородай С.И. назначен на должность главы администрации Тигильского муниципального района, которая согласно Реестру должностей муниципальной службы в Камчатском крае относится к группе высших должностей муниципальной службы.
Согласно распоряжению главы Тигильского муниципального района от 7 апреля 2010 года № 33 Бородай С.И. исполняет полномочия главы администрации с 15 апреля 2010 года.
7 апреля 2010 года глава Тигильского муниципального района Логвин В.Ф. (представитель нанимателя (работодатель) заключил с Бородаем С.И. (глава администрации) контракт, по условиям которого последний осуществляет полномочия главы администрации Тигильского муниципального района, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами Камчатского края, Уставом Тигильского муниципального района и нормативными правовыми актами собрания депутатов по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Камчатского края, а представитель нанимателя (работодатель) осуществляет свои полномочия как сторона настоящего контракта в отношении главы администрации в соответствии с трудовым законодательством с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Камчатского края «О муниципальной службе в Камчатском крае» и иными законами Камчатского края (п. 2); представитель нанимателя (работодатель) вправе поощрять главу администрации за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей, привлекать его к дисциплинарной ответственности в случае совершения дисциплинарного проступка (пп. 2,3 п. 7.1).
25 июня 2010 года Бородай С.И. издал распоряжение № 235 о своей командировке в села Усть-Хайрюзово, Хайрюзово и Ковран Тигильского муниципального района для оценки состояния подготовки этих сельских поселений и их образовательных учреждений к осенне-зимнему периоду, с 25 июня 2010 года сроком на 8 дней.
Указанная командировка Бородая С.И. подтверждена командировочным удостоверением с соответствующими отметками о пребывании в населённых пунктах.
Распоряжением от 28 июня 2010 года № 245 на период командировки с 28 июня 2010 года по 2 июля 2010 года Бородай С.И. назначил исполняющим обязанности главы администрации начальника отдела ЖКХ, строительства, транспорта, связи, электроснабжения и жилищной политики Тютюнькина А.С.
Распоряжением главы МО «Тигильский муниципальный район» Логвина В.Ф. от 12 июля 2010 года № 49 Бородаю С.И. за издание вышеуказанных распоряжений с превышением должностных полномочий объявлен выговор и на него возложена обязанность отменить их со дня издания.
Распоряжением главы МО «Тигильский муниципальный район» Логвина В.Ф. от 19 июля 2010 года № 50 Бородаю С.И. объявлен выговор за прогулы 1 и 2 июля 2010 года.
Распоряжением главы МО «Тигильский муниципальный район» от 26 июля 2010 года № 53 за нарушение условий контракта и служебной дисциплины Бородай С.И. лишён премии за июль 2010 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришёл к правильному выводу о том, что распоряжения о своём командировании в сельские поселения Тигильского муниципального района и о возложении на этот период обязанностей главы администрации на другое должностное лицо местной администрации изданы Бородаем С.И. в пределах его должностных полномочий, в связи с чем в его действиях отсутствует состав дисциплинарного проступка, и обоснованно признал обжалуемые им распоряжения главы МО «Тигильский муниципальный район», в том числе в части лишения Бородая С.И. премии за июль 2010 года, незаконными.
При этом, как следует из анализа указанных в решении суда правовых норм, глава администрации МО «Тигильский муниципальный район» как представитель нанимателя (работодатель) вправе поощрять главу местной администрации за добросовестный эффективный труд и привлекать к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством, Уставом Тигильского муниципального района и заключённым с ним контрактом.
Выводы суда основаны на материалах дела, мотивированы, соответствуют нормам законодательства о муниципальной службе и трудового законодательства, в связи с чем оснований считать их неправильными у судебной коллеги не имеется.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решении суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тигильского районного суда Камчатского края от 8 сентября 2010 года в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи