Судья Четырина М.В. Дело № 33-1332/2010г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Кудрявцева Н.Б., судей Керносенко Е.В., Ерютина К.И., при секретаре Бахчеевой А.В., с участием прокурора Платоновой М.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 9декабря 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года, которым постановлено: заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского о признании противоречащим закону и недействующим нормативного правового акта удовлетворить. Признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 марта 2010 года № 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания» (в редакции постановления от 11 августа 2010 года № 2393). Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа опубликовать в газете «Град Петра и Павла» резолютивную часть решения по настоящему делу в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу. Заслушав доклад судьи Керносенко Е.В., заключение прокурора о законности и обоснованности решения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор г. Петропавловска - Камчатского обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановление администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 29 марта 2010 года № 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск - Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания». В обоснование требования заявитель указал, что оспариваемое постановление по своему содержанию не соответствует его наименованию и цели правового регулирования, противоречит Федеральному законодательству, а именно статье 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 381- ФЗ), поскольку регламентирует порядок заключения договоров об организации обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения, тогда как в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях. Оспариваемое постановление противоречит статье 2 ГК РФ, поскольку регламентирует порядок заключения договоров об организации обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения, тогда как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию порядка заключения гражданско-правовых договоров. Помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Рылова К.В. в судебном заседании поддержала требования. Представители администрации г. Петропавловска-Камчатского Задорожний В.В. и Янченкова О.В. в судебном заседании полагали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указали на то, что оспариваемое постановление не содержит схем размещения нестационарных торговых объектов, поскольку законодательством Камчатского края не установлен порядок разработки и утверждения таких схем. Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение. В кассационной жалобе администрация Петропавловск-Камчатского городского округа просит решение суда отменить, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и как вынесенное с нарушением норм материального права. В возражении на кассационную жалобу прокурор города Петропавловска-Камчатского указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии с подп. 21 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к предметам ведения местного самоуправления отнесено создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В силу п. 15 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ в перечень вопросов местного значения городского округа, в числе прочего, входит создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и бытового обслуживания. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 381-ФЗ), органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 63 ч. 1 ст. 44 Устава Петропавловск-Камчатского муниципального образования администрация городского округа разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с законодательством Камчатского края. Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов законодательством Камчатского края не установлен. Как следует из материалов дела, постановлением администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 29 марта 2010 N 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск - Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания», утвержден Порядок заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания и определен уполномоченный орган по заключение таких договоров. Указанный порядок регламентирует взаимодействие администрации с субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере снабжения жителей услугами с использованием следующих объектов: павильоны, киоски, палатки, объекты передвижной мелкорозничной сети (торговые автоматы, автолавки, автомагазины, автоприцепы, тонары, тележки, лотки, корзины и т.п.). Для рассмотрения вопроса о заключении договора, заинтересованное лицо подает в администрацию заявление с приложением указанного перечня документов, которое подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления. На основании заключения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, уполномоченный орган подготавливает: проект договора и информирует о заключении договора - при получении заключения о возможности заключения договора по оказанию услуг в испрашиваемом районе; либо направляет мотивированный отказ в заключении договора - при получении заключения о невозможности заключении договора. Разрешая дело и удовлетворяя требования прокурора, делая ссылку на ст. 17 Федерального закона № 381-ФЗ, ст. 2 ГК РФ и указывая на то, что оспариваемое постановление должно содержать перечень мест, отведенных для общественного питания и торговли, а не регулировать порядок заключения договоров, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию порядка заключения гражданско-правовых договоров, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятие оспариваемого постановления выходит за пределы предоставленных органу местного самоуправления полномочий. С указанным выводом нельзя согласиться, поскольку из содержания оспариваемого постановления следует, что оно не регулирует договорные обязательства, а регламентирует порядок, то есть последовательность, процедуру заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания администрации с субъектами предпринимательства, что не выходит за рамки реализации предоставленных органу местного самоуправления п. 15 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ полномочий. Не указание в оспариваемом постановлении схем размещения нестационарных торговых объектов не является препятствием для самостоятельного утверждения таких схем путем принятия нормативного правового акта или внесения изменения в существующий нормативный акт после установления уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов. Поскольку не нашло подтверждения не соответствие оспариваемого постановления закону и не установлено нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, оснований для удовлетворения требования прокурора не имелось. С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора. Руководствуясь статьями 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года отменить. Отказать в удовлетворении заявления прокурора города Петропавловска - Камчатского о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 марта 2010 года № 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания». Председательствующий /подпись/ Судьи /подпись/ Верно судья Камчатского краевого суда Е.В.Керносенко