заявление прокурора о признании противоречащим закону постановления админ-ции г.П-Камчатского `О создании условий по обеспечению жителей П-Камчатского ГО услугами общ-го питания, торговли и бытового обслуживания`



Судья Четырина М.В.

Дело № 33-1332/2010г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Кудрявцева Н.Б.,

судей

Керносенко Е.В., Ерютина К.И.,

при секретаре

Бахчеевой А.В.,

с участием прокурора Платоновой М.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 9декабря 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года, которым постановлено:

заявление прокурора города Петропавловска-Камчатского о признании противоречащим закону и недействующим нормативного правового акта удовлетворить.

Признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 марта 2010 года № 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания» (в редакции постановления от 11 августа 2010 года № 2393).

Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа опубликовать в газете «Град Петра и Павла» резолютивную часть решения по настоящему делу в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.

Заслушав доклад судьи Керносенко Е.В., заключение прокурора о законности и обоснованности решения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Петропавловска - Камчатского обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановление администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 29 марта 2010 года № 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск - Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания».

В обоснование требования заявитель указал, что оспариваемое постановление по своему содержанию не соответствует его наименованию и цели правового регулирования, противоречит Федеральному законодательству, а именно статье 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 381- ФЗ), поскольку регламентирует порядок заключения договоров об организации обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения, тогда как в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Оспариваемое постановление противоречит статье 2 ГК РФ, поскольку регламентирует порядок заключения договоров об организации обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения, тогда как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию порядка заключения гражданско-правовых договоров.

Помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Рылова К.В. в судебном заседании поддержала требования.

Представители администрации г. Петропавловска-Камчатского Задорожний В.В. и Янченкова О.В. в судебном заседании полагали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указали на то, что оспариваемое постановление не содержит схем размещения нестационарных торговых объектов, поскольку законодательством Камчатского края не установлен порядок разработки и утверждения таких схем.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе администрация Петропавловск-Камчатского городского округа просит решение суда отменить, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и как вынесенное с нарушением норм материального права.

В возражении на кассационную жалобу прокурор города Петропавловска-Камчатского указывая на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с подп. 21 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к предметам ведения местного самоуправления отнесено создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В силу п. 15 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ в перечень вопросов местного значения городского округа, в числе прочего, входит создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и бытового обслуживания.

Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 381-ФЗ), органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:

1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;

2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;

4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 63 ч. 1 ст. 44 Устава Петропавловск-Камчатского муниципального образования администрация городского округа разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с законодательством Камчатского края.

Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов законодательством Камчатского края не установлен.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 29 марта 2010 N 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск - Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания», утвержден Порядок заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания и определен уполномоченный орган по заключение таких договоров.

Указанный порядок регламентирует взаимодействие администрации с субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере снабжения жителей услугами с использованием следующих объектов: павильоны, киоски, палатки, объекты передвижной мелкорозничной сети (торговые автоматы, автолавки, автомагазины, автоприцепы, тонары, тележки, лотки, корзины и т.п.).

Для рассмотрения вопроса о заключении договора, заинтересованное лицо подает в администрацию заявление с приложением указанного перечня документов, которое подлежит рассмотрению уполномоченным органом в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления.

На основании заключения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, уполномоченный орган подготавливает: проект договора и информирует о заключении договора - при получении заключения о возможности заключения договора по оказанию услуг в испрашиваемом районе; либо направляет мотивированный отказ в заключении договора - при получении заключения о невозможности заключении договора.

Разрешая дело и удовлетворяя требования прокурора, делая ссылку на ст. 17 Федерального закона № 381-ФЗ, ст. 2 ГК РФ и указывая на то, что оспариваемое постановление должно содержать перечень мест, отведенных для общественного питания и торговли, а не регулировать порядок заключения договоров, так как органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулированию порядка заключения гражданско-правовых договоров, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятие оспариваемого постановления выходит за пределы предоставленных органу местного самоуправления полномочий.

С указанным выводом нельзя согласиться, поскольку из содержания оспариваемого постановления следует, что оно не регулирует договорные обязательства, а регламентирует порядок, то есть последовательность, процедуру заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания администрации с субъектами предпринимательства, что не выходит за рамки реализации предоставленных органу местного самоуправления п. 15 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ полномочий.

Не указание в оспариваемом постановлении схем размещения нестационарных торговых объектов не является препятствием для самостоятельного утверждения таких схем путем принятия нормативного правового акта или внесения изменения в существующий нормативный акт после установления уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.

Поскольку не нашло подтверждения не соответствие оспариваемого постановления закону и не установлено нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, оснований для удовлетворения требования прокурора не имелось.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь статьями 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 сентября 2010 года отменить.

Отказать в удовлетворении заявления прокурора города Петропавловска - Камчатского о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 29 марта 2010 года № 883 «О создании условий по обеспечению жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания».

Председательствующий /подпись/

Судьи /подпись/

Верно

судья

Камчатского краевого суда Е.В.Керносенко