касс.жалоба Малеевой о признании незаконным отказ в выдаче жилищного сертификата



Судья Доценко Ю.В. Дело № 33-20/2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Миронова А.А.

судей Мелентьевой Ж.Г., Федоренкова Г.Ф.

при секретаре Поповой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 13 января 2011 года дело по кассационной жалобе представи­теля Малеевой О.Н. – Налимова В.Н. на решение Петропавловск-Камчат­ского городского суда Камчатского края от 9 ноября 2010 года, которым по­становлено:

Оставить без удовлетворения иск Малеевой Ольги Никола­евны к Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполне­ние государственных обязательств по обеспечению жильем кате­горий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае о признании решения от 23 апреля 2010 года об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата неза­конным, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жи­лого помещения на территории Камчатского края – за необосно­ванностью.

Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснение представителя Малеевой О.Н. - Налимова В.Н., поддержавшего доводы кассационной жа­лобы, возражение на жалобу представителя Министерства жилищно-комму­нального хозяйства и энергетики Камчатского края Панихиной М.И., судеб­ная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Малеева О.Н. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края), ссылаясь на то, что она с 1999 года, как уволенная в запас военнослужащая, состоит в списке граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с апреля 2009 года является участником федеральной целевой программы «Жилище». 23 апреля 2010 года решением Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жи­лище» ей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов, а именно, обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения либо документа, подтверждающего отсутствие жилого помещения для постоянного прожива­ния. Не соглашаясь с данным отказом, Малеева О.Н. просит его отменить и возложить на ответчика обязанность выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Камчат­ского края.

В судебном заседании Малеева О.Н. и ее представитель Налимов В.Н. поддержали исковые требования.

Представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Панихина М.И. исковые требования не признала.

Рабочая группа по реализации подпрограммы «Выполнение государст­венных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установ­ленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае», привлеченная к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству представителя истца, участие в судебном заседании не принимала.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

Не соглашаясь с таким решением, представитель Малеевой О.Н. - На­лимов В.Н. в кассационной жалобе просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права.

В возражениях на доводы кассационной жалобы Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края, полагая решение обоснованным, просит реше­ние суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворе­ния.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, су­деб­ная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основа­ниям.

В силу пункта 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ основанием для отмены или из­менения решения суда в кассационном порядке является нарушение или непра­вильное применение норм материального права или норм процессуаль­ного права.

Судом первой инстанции на основании исследованных в судебном за­седании материалов дела установлено, что 24 августа 1998 года военнослу­жащая войсковой части № 31084 Малеева О.Н. уволена в запас в связи с ор­ганизационно-штатными мероприятиями и на основании постановления гра­доначальника № 347 от 19 апреля 1999 года была включена в список граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с 2009 года на осно­вании заявления от 30 апреля 2009 года включена в список участников под­программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательст­вом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Кам­чатском крае». В результате рассмотрения 23 апреля 2010 года заявления Малеевой О.Н. на заседании Рабочей группы по реализации подпрограммы было принято решение об отказе в выдаче ей государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов согласно п. 44 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, а именно, обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме со­гласно приложению № 6 (в двух экземплярах) либо документа, подтвер­ждающего отсутствие жилого помещения для постоянного проживания (п.п. «ж» п. 44); справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (п.п. «з» п. 44).

Придя к правильному выводу о том, что отказ Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края в выдаче государственного жилищного серти­фиката по основанию, что истцом не предоставлена справка квартирно-экс­плуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, является неправомерным, суд вместе с тем, отказал в удовлетворении иска о понуждении ответчика выдать государственный жилищный сертификат, при­знав правомерным отказ ответчика в его выдаче по мотиву непредставления со стороны Малеевой О.Н. обязательства о сдаче или о безвозмездном отчу­ждении жилого помещения либо документа, подтверждающего отсутствие жилого помещения для постоянного проживания.

Данный вывод суд обосновал тем, что в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о том, что у Малее­вой О.Н. имеется право постоянного проживания в жилом помещении, рас­положенном по адресу: город Елизово, улица Энергетиков, дом 55, квартира 7, в отношении которого она обязательства о сдаче не предоставила.

При этом, определяя за истицей право постоянного пользования ука­занным жилым помещением, суд руководствовался тем, что она 31 января 2006 года выразила письменное согласие на приватизацию этого жилого по­мещения своим отцом Рянским Н.А. без включения ее в число собственни­ков, в связи с чем в силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федера­ции», предусматривающей, что право пользования жилым помещением за бывшими членами собственника сохраняется при условии, что в момент при­ватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования данным жилым помещением с лицом, его приватизировавшим. Учитывая положения действующего жилищного законодательства, суд также пришел к выводу о сохранении бессрочного права пользования данным жи­лым помещением за истицей и при последующем переходе права собствен­ности на него в порядке наследования к ее сестре – Науменко О.Н.

Вместе с тем, суд не учел, что согласно Правилам выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, обязательство о безвозмездной пе­редаче жилого помещения в государственную или муниципальную собствен­ность лицом, которое является участником подпрограммы, может быть ими принято лишь в том случае, если указанные граждане имеют жилые помеще­ния, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, либо, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений госу­дарственного или муниципального жилищного фонда.

Однако, как следует из материалов дела, жилое помещение, право пользования которым сохранено за истицей, принадлежит на праве собственности Науменко О.Н., которая не является ни членом семьи Малеевой О.Н., ни участником подпрограммы. Также Малеева О.Н. не явля­ется стороной договора социального найма или договора найма какого-либо жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

По этим основаниям поступление в государственную или муници­пальную собственность жилого помещения, в котором Малеева О.Н. имеет права проживания, исключается, поскольку механизма передачи участником Подпрограммы жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, принадлежащего на праве собственности иному гражданину, данная Подпрограмма не предусматривает.

И в данном случае применение судом ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является необоснованным, поскольку данная норма может учитываться только при решении вопроса о сохранении права пользо­вания жилым помещением за бывшим членом семьи собственника данного жилого помещения в случае прекращения с ним семейных отношений (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Кроме того, судом не приняты во внимание положения Правил учета во­еннослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уво­ленных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внут­ренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной проти­вопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054.

Так, согласно п. 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жи­лого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федера­ции и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и тех­ническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособлен­ных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родствен­ных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой пло­щади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с во­енной службы и службы в органах внутренних дел.

Таким образом, гражданин должен располагать в наличии жилой площа­дью по какому либо основанию, указанному в законе. То право пользования, которым обладает истица в квартире, принадлежащей Науменко О.Н., дейст­вующим законодательством не позволяет определить уровень обеспеченно­сти истицы общей площадью жилого помещения исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодатель­ством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, поскольку опре­деление этой нормы возможно, если гражданин имеет право пользования жи­лым помещением исходя из того, что является нанимателем по договору со­циального договора или является членом семьи нанимателя по договору со­циального найма, а также если является собственником данного жилого по­мещения или членом семьи собственника жилого помещения.

Пунктом 10 этих же Правил установлено, что не признаются нуждаю­щимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) на­личия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и со­ответствующего установленным нормам); в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г.; г) если они или один из членов се­мьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволен­ным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жи­лого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соот­ветствующего федерального органа исполнительной власти или органа мест­ного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строи­тельного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; д) если их жилищные условия ухудшились в резуль­тате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от госу­дарства жилья.

Из указанных положений Правил следует, что жилые помещения, кото­рыми граждане вправе пользоваться ввиду того, что выразили согласие на их приватизацию, не указаны в качестве основания при которых граждане, уво­ленные с военной службы, не признаются нуждающимися.

Учитывая изложенное, Рабочая группа по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем катего­рий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае не вправе была принимать решение об отказе в выдаче Малеевой О.Н. государ­ственного жилищного сертификата в связи с непредставлением последней обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, предусмотренного п.п. «ж» п. 44 Правил выпуска и реализации государст­венных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Прави­тельства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано за­конным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.

Принимая во внимание, что установление новых обстоятельств, имею­щих значение для дела, и их доказывание не требуется, судебная колле­гия отменяет обжалуемое решение и выносит новое об удовлетворении ис­ковых требований Малеевой О.Н.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 ноября 2010 года отменить.

Исковые требования Малеевой Ольги Николаевны к Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным зако­нодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае о признании решения от 23 апреля 2010 года об от­казе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным и к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный серти­фикат для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края, удовлетворить.

Признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпро­граммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательст­вом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Кам­чатском крае от 23 апреля 2010 года об отказе в выдаче Малеевой Ольге Ни­колаевне государственного жилищного сертификата.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энерге­тики Камчатского края выдать Малеевой Ольге Николаевне государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Верно: судья

Камчатского краевого суда Ж.Г. Мелентьева