Судья Доценко Ю.В. Дело № 33-20/2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Миронова А.А. судей Мелентьевой Ж.Г., Федоренкова Г.Ф. при секретаре Поповой В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 13 января 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Малеевой О.Н. – Налимова В.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 ноября 2010 года, которым постановлено: Оставить без удовлетворения иск Малеевой Ольги Николаевны к Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае о признании решения от 23 апреля 2010 года об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края – за необоснованностью. Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснение представителя Малеевой О.Н. - Налимова В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражение на жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Панихиной М.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Малеева О.Н. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края), ссылаясь на то, что она с 1999 года, как уволенная в запас военнослужащая, состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с апреля 2009 года является участником федеральной целевой программы «Жилище». 23 апреля 2010 года решением Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» ей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов, а именно, обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения либо документа, подтверждающего отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. Не соглашаясь с данным отказом, Малеева О.Н. просит его отменить и возложить на ответчика обязанность выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края. В судебном заседании Малеева О.Н. и ее представитель Налимов В.Н. поддержали исковые требования. Представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Панихина М.И. исковые требования не признала. Рабочая группа по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае», привлеченная к участию в деле в качестве соответчика по ходатайству представителя истца, участие в судебном заседании не принимала. Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение. Не соглашаясь с таким решением, представитель Малеевой О.Н. - Налимов В.Н. в кассационной жалобе просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права. В возражениях на доводы кассационной жалобы Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края, полагая решение обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В силу пункта 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Судом первой инстанции на основании исследованных в судебном заседании материалов дела установлено, что 24 августа 1998 года военнослужащая войсковой части № 31084 Малеева О.Н. уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и на основании постановления градоначальника № 347 от 19 апреля 1999 года была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с 2009 года на основании заявления от 30 апреля 2009 года включена в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае». В результате рассмотрения 23 апреля 2010 года заявления Малеевой О.Н. на заседании Рабочей группы по реализации подпрограммы было принято решение об отказе в выдаче ей государственного жилищного сертификата в связи с неполным предоставлением документов согласно п. 44 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, а именно, обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению № 6 (в двух экземплярах) либо документа, подтверждающего отсутствие жилого помещения для постоянного проживания (п.п. «ж» п. 44); справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (п.п. «з» п. 44). Придя к правильному выводу о том, что отказ Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края в выдаче государственного жилищного сертификата по основанию, что истцом не предоставлена справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, является неправомерным, суд вместе с тем, отказал в удовлетворении иска о понуждении ответчика выдать государственный жилищный сертификат, признав правомерным отказ ответчика в его выдаче по мотиву непредставления со стороны Малеевой О.Н. обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения либо документа, подтверждающего отсутствие жилого помещения для постоянного проживания. Данный вывод суд обосновал тем, что в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о том, что у Малеевой О.Н. имеется право постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: город Елизово, улица Энергетиков, дом 55, квартира 7, в отношении которого она обязательства о сдаче не предоставила. При этом, определяя за истицей право постоянного пользования указанным жилым помещением, суд руководствовался тем, что она 31 января 2006 года выразила письменное согласие на приватизацию этого жилого помещения своим отцом Рянским Н.А. без включения ее в число собственников, в связи с чем в силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающей, что право пользования жилым помещением за бывшими членами собственника сохраняется при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования данным жилым помещением с лицом, его приватизировавшим. Учитывая положения действующего жилищного законодательства, суд также пришел к выводу о сохранении бессрочного права пользования данным жилым помещением за истицей и при последующем переходе права собственности на него в порядке наследования к ее сестре – Науменко О.Н. Вместе с тем, суд не учел, что согласно Правилам выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, обязательство о безвозмездной передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность лицом, которое является участником подпрограммы, может быть ими принято лишь в том случае, если указанные граждане имеют жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, либо, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Однако, как следует из материалов дела, жилое помещение, право пользования которым сохранено за истицей, принадлежит на праве собственности Науменко О.Н., которая не является ни членом семьи Малеевой О.Н., ни участником подпрограммы. Также Малеева О.Н. не является стороной договора социального найма или договора найма какого-либо жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. По этим основаниям поступление в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, в котором Малеева О.Н. имеет права проживания, исключается, поскольку механизма передачи участником Подпрограммы жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, принадлежащего на праве собственности иному гражданину, данная Подпрограмма не предусматривает. И в данном случае применение судом ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является необоснованным, поскольку данная норма может учитываться только при решении вопроса о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника данного жилого помещения в случае прекращения с ним семейных отношений (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ). Кроме того, судом не приняты во внимание положения Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054. Так, согласно п. 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Таким образом, гражданин должен располагать в наличии жилой площадью по какому либо основанию, указанному в законе. То право пользования, которым обладает истица в квартире, принадлежащей Науменко О.Н., действующим законодательством не позволяет определить уровень обеспеченности истицы общей площадью жилого помещения исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, поскольку определение этой нормы возможно, если гражданин имеет право пользования жилым помещением исходя из того, что является нанимателем по договору социального договора или является членом семьи нанимателя по договору социального найма, а также если является собственником данного жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Пунктом 10 этих же Правил установлено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам); в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г.; г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета; д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. Из указанных положений Правил следует, что жилые помещения, которыми граждане вправе пользоваться ввиду того, что выразили согласие на их приватизацию, не указаны в качестве основания при которых граждане, уволенные с военной службы, не признаются нуждающимися. Учитывая изложенное, Рабочая группа по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае не вправе была принимать решение об отказе в выдаче Малеевой О.Н. государственного жилищного сертификата в связи с непредставлением последней обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, предусмотренного п.п. «ж» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. Принимая во внимание, что установление новых обстоятельств, имеющих значение для дела, и их доказывание не требуется, судебная коллегия отменяет обжалуемое решение и выносит новое об удовлетворении исковых требований Малеевой О.Н. Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 ноября 2010 года отменить. Исковые требования Малеевой Ольги Николаевны к Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае о признании решения от 23 апреля 2010 года об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным и к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края, удовлетворить. Признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае от 23 апреля 2010 года об отказе в выдаче Малеевой Ольге Николаевне государственного жилищного сертификата. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края выдать Малеевой Ольге Николаевне государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Камчатского края. Председательствующий: подпись Судьи: подписи Верно: судья Камчатского краевого суда Ж.Г. Мелентьева