33-65/2011 кассационная жалоба Архипенко В.М. о признании недействительными решений территориальной избирательной комиссии Елизовского муниципального района



Судья Воскресенская В.А. Дело № 33-65/2011г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Ерютина К.И.,

судей

Керносенко Е.В., Федоренкова Г.Ф.,

при секретаре

Сиятелеве К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 27 января 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Архипенко В.М. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 6 декабря 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении заявления Архипенко В.М. о признании недействительными решений территориальной избирательной комиссии Елизовского муниципального района о проведении жеребьёвки № 25/13 от 12 октября 2010 года, о порядке проведения жеребьёвки № 25/1 от 12 октября 2010 года, решения № 28/1 от 22 октября 2010 года отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., объяснения представителя Архипенко В.М. – Чугунова Н.В., поддержавшего кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу заинтересованного лица Березань С.В., заключение прокурора прокуратуры Камчатского края Платоновой М.Л., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Архипенко В.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительными решений Елизовской территориальной избирательной комиссии (далее – Елизовская ТИК) от 12 октября 2010 года № 25/13 о проведении жеребьёвки, от 12 октября 2010 года № 25/1 о порядке проведения жеребьёвки, от 22 октября 2010 года № 28/1 в части признания избранным депутатом Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края кандидата Березань С.В. и возложении на указанную избирательную комиссию зарегистрировать его депутатом данного сельского поселения.

В обоснование заявленных требований указал, что 10 октября 2010 года состоялись выборы депутатов Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края, по итогам которых он и Березань С.В. набрали равное количество голосов избирателей – по 133 голоса. Для определения кандидата, избранного депутатом, Елизовской ТИК была назначена жеребьёвка, по результатам которой избранным депутатом признан Березань С.В. Полагал решения избирательной комиссии о проведении жеребьёвки и признании депутатом Березань С.В. незаконными, нарушающими его права и интересы, ссылаясь на то, что Законом Камчатского края от 19 июня 2008 года № 216 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае» ситуация, когда два или более кандидатов набрали равное количество голосов, не урегулирована, следовательно, применению подлежат положения Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоотравления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в соответствии с которыми при равенстве голосов избранными признаются кандидаты, зарегистрированные раньше.

В судебном заседании Архипенко В.М. и его представитель Чугунов Н.В. заявленные требования поддержали.

Заинтересованные лица – Березань С.В., представитель Елизовской территориальной избирательной комиссии Куценко И.Г. возражали против заявленных требований.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Архипенко В.М. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает на то, что Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва, утверждённое Указом Президента РФ от 13 апреля 2007 года № 474, не распространяется на выборы в органы местного самоуправления. Полагает, что в части не урегулированной законами субъектов РФ следует руководствоваться нормами Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ (утв. Федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ).

В возражениях прокурор, участвовавший в деле, - старший помощник Елизовского городского прокурора Беляев Е.А. полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по итогам прошедшего 10 октября 2010 года голосования по выборам депутатов Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения кандидаты Архипенко В.М. и Березань С.В. набрали одинаковое число голосов избирателей – по 133.

В этой связи 12 октября 2010 года Елизовской ТИК (с возложенными полномочиями муниципальной избирательной комиссии Новолесновского сельского поселения Елизовского муниципального района) принято решение № 25/13 о проведении 15 октября 2010 года между Архипенко В.М. и Березань С.В. жеребьёвки.

Решением Елизовской ТИК от 12 октября 2010 года № 25/1 утверждён Порядок определения путём жребия кандидата, избранного депутатом Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения второго созыва при равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей.

В результате проведённой 15 октября 2010 года жеребьёвки посредством вскрытия конвертов, Березань С.В. достался бланк со словом «депутат», Архипенко В.М. – пустой бланк.

Согласно решению Елизовской ТИК от 22 октября 2010 года № 28/1 Березань С.В. в числе других лиц зарегистрирован депутатом Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения.

Проверяя законность принятых Елизовской ТИК решений от 12 октября 2010 года № 25/13, № 25/1, а также от 22 октября 2010 года № 28/1, суд первой инстанции пришёл к выводу о соответствии их избирательному законодательству.

При этом суд исходил из того, что поскольку Законом Камчатского края от 7 июля 2008 года № 91 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае» вопрос о том, кто признается депутатом при равенстве голосов избирателей, не урегулирован, применению подлежит Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва, утверждённое Указом Президента РФ от 13 апреля 2007 года № 474.

Этот вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно пп. 49 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» органы местного самоуправления, избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применять при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателем в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри кандидатов.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. Федеральных законов от 22 июня 1998 года № 85-ФЗ, от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ, от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ, от 9 ноября 2009 года № 250-ФЗ) настоящий Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 39 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, утверждённого настоящим федеральным законом (далее – Временное положение), избирательная комиссия муниципального образования при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу по итогам голосования признаёт выборы состоявшимися и последовательно объявляет избранными депутатами представительного органа местного самоуправления в количестве, равном установленному числу депутатов, избираемых в многомандатном округе, кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранными признаются кандидаты, зарегистрированные раньше.

Аналогичная норма была установлена ст. 80 Закона Камчатской области от 28 сентября 2004 года № 212 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области», согласно которой в случае равенства числа голосов избирателей полученных кандидатами избранным считается кандидат, зарегистрированный окружной избирательной комиссией раньше.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона Камчатского края от 7 июля 2008 года № 91 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае» избранным по одномандатному избирательному округу признаётся зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избранным по многомандатному избирательному округу признаются зарегистрированные кандидаты (в соответствии с числом распределяемых мандатов), которые получили наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по многомандатному избирательному округу.

Вопрос о том, какой кандидат признаётся избранным при равенстве голосов избирателей, настоящим законом Камчатского края не урегулирован.

Доказательств того, что данный вопрос урегулирован нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, в материалах дела не имеется и представителем Елизовской ТИК не представлено.

При таких обстоятельствах избирательной комиссии следовало руководствоваться ст. 39 Временного положения, устанавливающей, что при равенстве голосов избранными признаются кандидаты, зарегистрированные раньше.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории в избирательном округе, в муниципальному образовании в субъекте РФ, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчёта голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. 3); при проведении выборов по многомандатному избирательному округу нарушения со стороны отдельных кандидатов могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов (п. 7).

Установление порядка определения путём жеребьёвки кандидата, избранного депутатом Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения второго созыва, при равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей не входит в компетенцию избирательной комиссии муниципального образования, установленную п. 10 ст. 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Положение о выборах депутатов законодательного собрания Камчатского края (утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2007 года № 474 (в ред. от 26 июня 2007 года), на которое ссылается суд в своём решении, не регулирует спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда незаконным и подлежащим отмене по п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Архипенко В.М. требований, поскольку из материалов дела видно, что он зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения 30 августа 2010 года, то есть ранее Березань С.В., зарегистрированного 1 сентября 2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 347, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 6 декабря 2010 года отменить.

Признать незаконными и отменить:

решение Елизовской территориальной избирательной комиссии от 12 октября 2010 года № 25/1 «О порядке определения путём жребия кандидата, избранного депутатом Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения второго созыва, при равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей»;

решение Елизовской территориальной избирательной комиссии от 12 октября 2010 года № 25/13 «О проведении жеребьёвки между кандидатами в депутаты Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения Архипенко В.М. и Березань С.В., набравшими одинаковое число голосов»;

решение Елизовской территориальной избирательной комиссии от 22 октября 2010 года № 28/1 «О регистрации депутатами Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения» в части регистрации депутатом Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения Березань Сергея Викторовича.

Обязать Елизовскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать депутатом Собрания депутатов Новолесновского сельского поселения Архипенко Владимира Михайловича.

Председательствующий

Судьи