33-203/2011 - кассационная жалоба Ри о признании незаконным приказа УВД по Камчатскому краю об увольнении, восстановлении в должности, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда



Судья Барышева Т.В.

Дело № 33-203/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Литвиненко Е.З.,

судей Лопатиной Л.П., Федоренкова Г.Ф.,

при секретаре Сказиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 10 февраля 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Ри Ю.В. и кассационному представлению старшего помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Количевой О.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 ноября 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Ри Юлии Владимировны к УВД по Камчатскому краю о признании приказа УВД по Камчатскому краю № 259 л/с от 27 августа 2010 года об увольнении незаконным, восстановлении в должности референта отдела делопроизводства и режима в УВД по Камчатскому краю и специальном звании старшего лейтенанта милиции, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад судьи Федоренкова Г.Ф., объяснения Ри Ю.В. и её представителя Кисельникова Г.И., поддержавших кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу представителя УВД по Камчатскому краю Янченкова Ю.Г., заключение прокурора прокуратуры Камчатского края Платоновой М.Л., полагавшей кассационную жалобу и кассационное представление подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ри Ю.В. предъявила иск к УВД по Камчатскому краю о признании незаконным приказа № 259 л/с от 27 августа 2010 года о её увольнении из органов внутренних дел, о восстановлении на службе в должности референта отдела делопроизводства и режима и в специальном звании «старший лейтенант милиции», о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула за период с 27 августа 2010 года по день восстановления на службе, компенсации морального вреда в размере 100000 руб. и расходов по оплате юридических услуг в размере 20000 руб.

В обоснование заявленных требований истица указала, что была уволена по сокращению штатов, однако ответчиком не был соблюдён порядок её увольнения по указанному основанию, в том числе не было принято во внимание её преимущественное право на оставление на службе. Кроме того, считает необоснованными отказ в переводе её на предложенные вакантные должности и задержку в присвоении очередного специального звания «старший лейтенант милиции».

В судебном заседании Ри Ю.В. и её представитель Ромадова В.Н. заявленные требования поддержали.

Представитель УВД по Камчатскому краю Янченков Ю.Г. иск не признал.

Участвовавший в деле прокурор - старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Количева О.Н. полагала иск подлежащим удовлетворению.

Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Ри Ю.В.просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права и направить дело на новое рассмотрение. При этом указывает, что фактического сокращения штатов отдела делопроизводства и режима не было, ответчик необоснованно отказал ей в переводе на вакантные должности инспектора УМБПСОВБ УВД по Камчатскому краю, инспектора МОБ УВД г. Петропавловска-Камчатского, специалиста группы прохождения службы и учёта ОРЛС УВД г. Петропавловска-Камчатского по мотиву отсутствия опыта и соответствующих навыков работы, а также на должности специалиста ФЭО УВД по Камчатскому краю, инспектора по пропаганде УГИБДД УВД по Камчатскому краю, старшего инспектора ОЛРР МОБ УВД по Камчатскому краю, инспектора по контролю отделения статистики и контроля ИЦ УВД по Камчатскому краю в связи с подбором кандидатов и назначением на эти должности других лиц. Кроме того, об отказе от перевода на должность инспектора отделения по делам несовершеннолетних ОМ № 1 УВД г. Петропавловска-Камчатского она не заявляла. Также указывает, что судом не рассмотрено её требование о взыскании расходов на оплату юридических услуг.

В кассационном представлении прокурор, участвовавший в деле, - старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Количева О.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, указывая на то, что Ри Ю.В. была уволена по истечении установленного Законом РФ «О милиции» срока уведомления о предстоящем увольнении по сокращению штатов и нахождения в распоряжении УВД по Камчатскому краю. Также полагает незаконным отказ истице в переводе на предложенные вакантные должности.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует.

Правовую основу службы в органах внутренних дел как разновидности государственной службы Российской Федерации (правоохранительная служба) составляют Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года № 1026-I, Положение о службе в органах внутренних дел РФ (утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-I), нормативные акты МВД РФ и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

Нормы трудового права могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.

Согласно п. «е» ст. 19 Закона РФ «О милиции» сотрудники милиции могут быть уволены со службы по сокращению штатов.

Положением о службе в органах внутренних дел РФ установлено, что сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы, в том числе по сокращению штатов – при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе (п. «е» ст. 58); сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с п.п. «к», «л», «м» ст. 58 настоящего Положения (ст. 60).

Согласно ст. 16 Положения перемещение сотрудников органов внутренних дел по службе производится: на равнозначную должность – с согласия сотрудника органов внутренних дел – при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника органов внутренних дел с учётом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту (п. «б»); на нижестоящую должность при сокращении штатов – в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел (п. «в»); при зачислении в распоряжение органов внутренних дел (п. «е» (действует с 6 августа 2010 года).

При перемещении сотрудника органа внутренних дел на должность ему обеспечивается работа по основной или родственной специальностям либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника органа внутренних дел на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его переподготовка на соответствующих курсах (сборах).

В соответствии с п. 17.5 Инструкции по порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038) увольнение по сокращению штатов (п. «е» ст. 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

В силу ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата сотрудников преимущественное право на оставление на службе имеют сотрудники с более высокой квалификацией, которая подтверждается наличием образования, и более высокими показателями труда, которые характеризуются качеством исполнения этим сотрудником своих служебных обязанностей.

Квалификационные требования (образование и специальность) в системе органов внутренних дел установлены приказом МВД РФ от 30 сентября 1994 года № 259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД РФ, подлежащим замещению специалистами высшей и средней квалификации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 августа 2010 года).

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что при проведении организационно-штатных мероприятий сотруднику органов внутренних дел, подлежащему увольнению по сокращению штатов, должны быть предоставлены все имеющиеся вакантные равнозначные или нижестоящие должности, по которым в силу его образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья он может исполнять служебные обязанности. Такое предложение должно быть изложено в письменной форме - в начале двухмесячного срока предупреждения сотрудника об увольнении и в конце такого срока, поскольку в указанный период могут возникнуть новые вакансии. При этом право выбора подходящей для себя должности при перемещении по службе, в том числе на службу в другую местность, принадлежит сотруднику. Решение о перемещении сотрудника органов внутренних дел, подлежащего увольнению по сокращению штатов, принимается с учётом преимущественного права на оставление на службе.

В соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 года № 63) при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Как следует из материалов дела, Ри Ю.В. проходила службу в УВД по Камчатскому краю с 30 сентября 2004 года по 27 августа 2010 года.

На время увольнения имела специальное звание «лейтенант милиции», присвоенное приказом УВД по Камчатскому краю от 30 июня 2008 года № 254 л/с, на основании контракта о службе в органах внутренних дел от 4 февраля 2008 года занимала должность референта отдела делопроизводства и режима УВД по Камчатскому краю сроком на 3 года, предельное звание по указанной должности – «старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы».

Имеет высшее образование, в 2008 году окончила Камчатский государственный технический университет по специальности «бухгалтерский учёт, анализ и аудит» с присвоением квалификации «экономист».

Согласно характеристике от 30 августа 2010 года Ри Ю.В. характеризуется положительно, за добросовестное выполнение служебных обязанностей неоднократно награждалась руководством УВД по Камчатскому краю.

Во исполнение приказа МВД РФ от 15 февраля 2010 года № 77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», приказом УВД по Камчатскому краю от 5 апреля 2010 года № 295 утверждено штатное расписание УВД по Камчатскому краю, согласно которому личный состав аппарата УВД по Камчатскому краю, в том числе отдела делопроизводства и режима (8 ед., из них 3 ед. – должность референта), и непосредственно подчинённых УВД по Камчатскому краю подразделений считается подлежащим переназначению в связи с организационно-штатными мероприятиями и находящимся за штатами в распоряжении УВД по Камчатскому краю.

Этим же приказом утверждено новое штатное расписание аппарата УВД по Камчатскому краю, в том числе отдела делопроизводства и режима с прежними штатной численностью (8 ед.) и наименованиями должностей, в том числе должности референта (3 ед.), которую занимала истица.

Таким образом, отдел делопроизводства и режима в действительности не был ликвидирован или реорганизован, его штатная численность не уменьшилась, подведомственность (подчинённость) не изменена, в новом штатном расписании должность, которую занимала Ри Ю.В., сохранена.

Должностные инструкции референта указанного отдела в прежнем и новом штатных расписаниях совпадают, имеющиеся в них различия в части объёма должностных обязанностей являются несущественными и не требуют дополнительной специальной подготовки.

При таких обстоятельствах оснований для увольнения истицы по сокращению штатов не имелось.

Между тем желание истицы продолжить службу в прежней должности референта в реорганизованном структурном подразделении ответчик не выяснял.

Доказательств того, что ей предлагались какие-либо должности в отделе делопроизводства и режима и она от них отказалась, ответчик не представил.

15 апреля 2010 года Ри Ю.В. была письменно уведомлена о предстоящем увольнении из органов внутренних дел на основании п. «е» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов).

Приказом УВД по Камчатскому краю от 23 апреля 2010 года № 105 л/с она зачислена в распоряжение УВД по Камчатскому краю с исполнением должностных обязанностей по ранее занимаемой должности с 15 апреля 2010 года, что явилось основанием для принятия ответчиком решения о задержке представления к присвоению Ри Ю.В. очередного специального звания (п. 12.10 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ).

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что 17 мая 2010 года, 31 мая 2010 года, 7 июня 2010 года, 16 июня 2010 года, 25 июня 2010 года, 6 июля 2010 года Ри Ю.В. были предложены списки всех вакантных на указанные даты должностей в УВД по Камчатской области и территориальных подразделениях органов внутренних дел Камчатского края, без указания, на какие из них она может быть перемещена в соответствии с её образованием, квалификацией, опытом работы и состоянием здоровья, то есть конкретные вакантные должности ей не предлагались.

Ри Ю.В. неоднократно заявляла о своём согласии с назначением на вакантные должности, указанные в предложенных ей списках.

Так, рапортами от 16 июня 2010 года Ри Ю.В. просила назначить её на должности специалиста ФЭО, инспектора по пропаганде УГИБДД, старшего инспектора ОЛРР МОБ.

В назначении на указанные должности ей было отказано со ссылкой на то, что на них подобраны другие сотрудники.

Рапортом от 28 июня 2010 года Ри Ю.В. просила назначить её на должность инспектора УМБПСОВБ.

В назначении на указанную должность ей было отказано «в связи со спецификой службы и отсутствием навыков, необходимых для осуществления обязанностей по должности».

Рапортом от 28 июня 2010 года Ри Ю.В. просила назначить её на должность старшего инспектора по УМБПСОВБ,

В назначении на указанную должность ей было отказано по мотиву нецелесообразности, так как должность является вышестоящей.

Рапортами от 29 июня 2010 года Ри Ю.В. просила назначить её на должности старшего инспектора по особым поручениям ОООП МОБ, оперуполномоченного группы обработки центра оперативно-розыскной информации, старшего инспектора по особым поручениям УГИБДД.

В назначении на указанные должности ей было отказано по аналогичному основанию.

Рапортом от 29 июня 2010 года Ри Ю.В. просила назначить её на должность инспектора отделения ООП МОБ УВД по г. Петропавловску-Камчатскому.

В назначении на указанную должность ей было отказано «ввиду отсутствия опыта работы в службе МОБ».

Рапортами от 2 августа 2010 года Ри Ю.В. просила назначить её на должности специалиста группы прохождения службы и учёта отделения кадров прохождения службы и учёта ОРЛС УВД по г. Петропавловску-Камчатскому, инспектора по контролю отделения статистики и контроля ИЦ УВД по Камчатскому краю.

Сведений о принятых работодателем решениях по указанным рапортам в материалах дела не имеется.

Таким образом, после уведомления о предстоящем увольнении по сокращению штатов в течение двух месяцев истице не направлялись письменные предложения о перемещении на вакантные равнозначные или нижестоящие должности.

24 августа 2010 года, то есть по истечении более четырёх месяцев после уведомления о предстоящем увольнении по сокращению штатов, Ри Ю.В. в письменном виде была предложена должность инспектора отделения по делам несовершеннолетних ОМ № 1 УВД по г. Петропавловску-Камчатскому с просьбой сообщить о принятом решении в кратчайшие сроки (без указания конкретной даты).

О своём отказе от назначения на указанную должность истица не заявляла.

При таких обстоятельствах указание в акте комиссии ОК и ПС УРЛС УВД по Камчатскому краю от 27 августа 2010 года о том, что комиссия в период нахождения Ри Ю.В. в распоряжении УВД по Камчатскому краю неоднократно предлагала ей равнозначные вакантные должности с учётом квалификации сотрудника, а также нижестоящие вакантные должности, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В настоящем акте Ри Ю.В. указала о своём несогласии с ним, ссылаясь на то, что ей была предложена только одна из вакантных должностей и что от этой должности она не отказывалась.

По представлению к увольнению из органов внутренних дел по п. «е» ст. 19 Закона РФ «О милиции» от 27 августа 2010 года принято решение об увольнении Ри Ю.В. из органов внутренних дел 27 августа 2010 года.

Приказом УВД по Камчатскому краю № 259 л/с от 27 августа 2010 года Ри Ю.В. уволена со службы в органах внутренних дел по п. «е» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) 27 августа 2010 года.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что увольнение Ри Ю.В. произведено в нарушение установленного Положением о службе в ОВД РФ и Инструкцией о порядке его применения порядка, поскольку фактического сокращения отдела делопроизводства и режима, в том числе должности референта, в которой она служила до зачисления в распоряжение УВД по Камчатскому краю, не произошло; истице не были предложены конкретные вакантные должности, равнозначные ранее занимаемой, или нижестоящие, которые она могла бы занять с учётом её образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья.

Кроме того, в удовлетворении её рапортов о назначении на вакантные должности, содержащиеся в предлагаемых ей списках, отказано по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами, регулирующими службу в органах внутренних дел, и трудовым законодательством.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и в силу п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать надлежащую правовую оценку доводам кассационных жалобы и представления и в зависимости от установленных по делу обстоятельств постановить решение в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 ноября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

Судьи