33-226/2011 - кассационная жалоба Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района о признании незаконным бездействия должностного лица - председателя Контрольно-счетной палаты Тарасика




Судья Маслова Н.И. Дело № 33-226/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Кудрявцева Н.Б.,

судей Ерютина К.И., Керносенко Е.В.

при секретаре Кудряшовой Е.О.

17 февраля 2011 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационным жалобам Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района и председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасика Э.П. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 15 декабря 2010 года, которым постановлено:

Заявление Елизовского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие должностного лица – председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасик Э.П., выразившееся в неисполнении требований прокурора, изложенных в представлении Елизовской городской прокуратуры от 17.09.2010 года № 15/07-03-2010 об устранении нарушений бюджетного законодательства, по принятию конкретных мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства (а также причин и условий, им способствующих), установленных Елизовской городской прокуратурой по результатам проведенной проверки по информации начальника Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района Василевского Р.С. об отказе председателем Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасиком Э.П. в допуске к проведению контрольно-ревизионным отделом Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района.

Обязать председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасика Э.П. в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры, направленные на обеспечение доступа сотрудников контрольно-ревизионного отдела Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района к проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района.

Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., объяснения председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасика Э.П., представителя председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района и Контрольно счетной палаты Елизовского муниципального района Белобородова С.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение представителя заявителя - помощника Елизовского городского прокурора Царькова Д.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Елизовский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия председателя Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасика Э.П., выразившегося в неисполнении требований прокурора, изложенных в представлении Елизовской городской прокуратуры от 17.09.2010 года № 15/07-03-2010 об устранении нарушений бюджетного законодательства, по принятию конкретных мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства (а также причин и условий, им способствующих), установленных Елизовской городской прокуратурой по результатам проведенной проверки по информации начальника Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района Василевского Р.С. об отказе председателем Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасиком Э.П. в допуске к проведению контрольно-ревизионным отделом Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района. В обоснование заявленных требований указал, что Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района является финансовым органом Елизовского муниципального района, поэтому на основании ст. 266 Бюджетного кодекса РФ, п. 3.2 Положения «Об управлении финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района», а также Инструкции «О порядке проведения ревизий и проверок Управлением финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района» вправе осуществлять контроль за целевым, эффективным и правомерным использованием средств районного бюджета и внебюджетных средств путем проведения ревизий и тематических проверок в соответствии с утвержденными планами, в том числе, Контрольно-счетной палатой Елизовского муниципального района. Однако председателем Контрольно-счетной палаты Тарасиком Э.П. отказано сотрудникам контрольно-ревизионного отдела Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района в допуске к проведению контрольных мероприятий и удовлетворении требований прокурора, изложенных в представлении.

В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора Гладышев И.Е. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Председатель Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасик Э.П. в судебном заседании участия не принимал.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Контрольно-счетная палата Елизовского муниципального района, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, выразившееся в не привлечении её к участию в деле в качестве заинтересованного лица, решение суда просит отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Председатель Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасик Э.П. в своей кассационной жалобе, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, также ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и направлении дела на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу п.п. 1,4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 38 Закона № 131-ФЗ контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Учитывая изложенное, контрольный орган муниципального образования, который может быть образован в форме контрольно-счетной палаты, ревизионной комиссии или иного органа, входит в структуру органов местного самоуправления и осуществляет контроль за использованием средств местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно Уставу Елизовского муниципального района Контрольно-счетная палата входит в структуру органов местного самоуправления в муниципальном районе, является постоянно действующим контрольным органом, образованным с целью обеспечения контроля за исполнением бюджета муниципального района, бюджетов городских и сельских поселений, расположенных на территории Елизовского муниципального района, являющихся получателями финансовой помощи из бюджета муниципального района, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета муниципального района, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, образуется районной Думой и подотчетна ей, обладает организационной и функциональной независимостью, что согласуется с указанными выше положениями Закона № 131-ФЗ (л.д. 77-115).

Как следует из Положения «О Контрольно-счетной палате Елизовского муниципального района» (далее - Положение о КСП) Контрольно-счетная палата имеет право проводить проверки, ревизии и обследования, в том числе, в органах местного самоуправления муниципального района и поселений, входящих в его состав, организациях, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района и поселений, входящих в его состав, в том числе целевых бюджетных фондов (ст. 14), орган, исполняющий бюджет Елизовского муниципального района, обязан представить в контрольно-счетную палату отчетность об исполнении бюджета (ст. 17) (л.д. 66).

Исходя из этого, контрольным органом, осуществляющим финансовый контроль за использованием средств местного бюджета и распоряжением муниципальной собственностью, в том числе органами местного самоуправления, в Елизовском муниципальном районе является Контрольно-счетная палата, которая подотчетна районной Думе и обладает организационной и функциональной независимостью. При этом по смыслу ч. 4 ст. 38 Закона № 131-ФЗ, ст.ст. 16, 17 Положения о КСП данный контроль осуществляется независимо от властных структур, которые осуществляют непосредственное распоряжением местными финансовыми и материальными ресурсами.

Согласно ч. 2 ст. 266 Бюджетного кодекса РФ формы и порядок осуществления финансового контроля органами местных администраций муниципальных образований устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Уставом Елизовского муниципального района, Положением об Управлении финансов и имущественных отношений Администрации Елизовского муниципального района, Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок Управлением финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района, Управление финансов и имущественных отношений (далее - Управление) является органом постоянно действующего исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации Елизовского муниципального района, создано в форме муниципального учреждения в целях реализации полномочий Администрации по решению на территории района вопросов местного значения в соответствии с его компетенцией.

При этом, исходя из компетенции Администрации района и Управления, а также Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок, Управление осуществляет финансовый контроль за целевым использованием средств местного бюджета подведомственными Администрации района организациями и учреждениями, в связи с чем не уполномочено осуществлять финансовый контроль за Контрольно-счетной палатой, являющейся самостоятельным контрольным органом муниципального образования, созданным представительным органом Елизовского муниципального района и подотчетным данному органу, в исключительную компетенцию которого входит контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района.

Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о правомерности требований Елизовского городского прокурора, изложенных в представлении от 17.09.2010 года № 15/07-03-2010 об устранении нарушений бюджетного законодательства и принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, выразившихся в отказе председателем Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района Тарасиком Э.П. в допуске к проведению контрольно-ревизионным отделом Управления финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района проверки финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной палаты Елизовского муниципального района, ошибочны, поэтому решение Елизовского районного суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права и неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять свое решение, которым в удовлетворении требований Елизовского городского прокурора отказать за необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 15 декабря 2010 года отменить.

В удовлетворении требований Елизовского городского прокурора отказать.

Председательствующий

Судьи