Судья Четырина М.В. Дело № 33-385/2011г. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Чаднова О.В., судей Лопатиной Л.П., Федоренкова Г.Ф., при секретаре Воронцове И.А., 31 марта 2011 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 декабря 2010 года, которым постановлено: Исковые требования Чибышева Александра Арсентьевича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет удовлетворить частично. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края восстановить Чибышева Александра Арсентьевича в очереди граждан на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет с 3 апреля 1998 года. Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в пользу Чибышева Александра Арсентьевича расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности представителю в размере 700 руб., расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 200 руб., а всего взыскать 7 900 руб. В остальной части требования Чибышева А.А. по сумме расходов на услуги представителя оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Лопатиной Л.П., объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Коновой А.И., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Чибышев А.А. предъявил в суде иск к Министерству ЖКХ и энергетики Камчатского края о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учёт. В обоснование исковых требований указал на то, что с 3 апреля 1998 года зарегистрирован в администрации п. Ключи в списке очередности на получение жилищных субсидий под № 130 и в списке ГУП «Объединенная дирекция по строительству в Камчатской области» под № 7581. В мае 2010 года истец обратился в администрацию п. Ключи Камчатского края о получении информации очередности. На свое обращение получил ответ, что не состоит в очереди, поскольку в 2002 году не прошел перерегистрацию. Однако его о данной перерегистрации никто не уведомлял. По мнению истца, в соответствии с ФЗ от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на лицо, состоящее в очереди, обязанность проходить перерегистрацию не возложена. 31 мая 2010 года истец обратился к ответчику с заявлением о восстановлении его в очереди по первоначальной дате постановки на учёт, то есть с 3 апреля 1998 года под № 130, на которое 24 июня 2010 года получил ответ, согласно которому списки граждан и учётные дела граждан, состоящих на учёте в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, были переданы из ГУП «Объединенная дирекция по строительству в Камчатской области» в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края в 2008 году. Среди переданных документов учётного дела Чибышева А.А. нет, в представленном списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истец не числится. В связи с чем, требование истца о восстановлении в очереди по первоначальной дате постановки не может быть удовлетворено. Считает данный отказ неправомерным и просит обязать ответчика восстановить его в очереди граждан на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учёт с 3 апреля 1998 года. Взыскать с ответчика понесенные им расходы по оплате юридических услуг в сумме 15 000 руб., расходы по оформлению доверенности представителю, расходы по госпошлине в размере 200 руб. В судебном заседании Чибышев А.А. и его представитель Фаенков А.Г. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно Чибышев А.А. пояснил, что он не получил разъяснений по вопросу, кто и когда исключил его из списков на получение жилищной субсидии. Указал на то, что об исключении из списков ему стало известно в 2010 году. Представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Конова А.И., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что истец не значится в списках граждан, проживающих в Камчатской области, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных местностей. Среди переданных документов от ГУП «Объединенная дирекция по строительству в Камчатской области» учётного дела Чибышева А.А. нет. Заявила также о пропуске срока исковой давности. Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение. В кассационной жалобе представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Конова А.И., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда в кассационном порядке. Удовлетворяя заявление Чибышева А.А. о восстановлении в очереди на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учёт с 3 апреля 1998 года, суд первой инстанции исходил из того, что Чибышев А.А. не знал и никем не был поставлен в известность о необходимости предоставления документов требуемых для прохождения перерегистрации предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права. Федеральным законом РФ от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счёт средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Порядок регистрации и учёта граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей регулируется Положением о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 (далее – Положение о регистрации). Пунктами 2 и 3 Положения о регистрации предусмотрено, что регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. В силу п. 20 указанного Положения о регистрации, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учёт имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учёта. Если у граждан после снятия с учёта вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учёт производится на общих основаниях. Как следует из материалов дела, нахождение Чибышева А.А. в списке граждан пос. Ключи, претендующих на получение безвозмездных жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по состоянию на 3 апреля 1998 года, в котором он состоял в очереди под № 130, являлось основанием для перерегистрации в соответствии п. 2 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». При этом судом первой инстанции не было учтено, что регистрация граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с указанным Положением о регистрации осуществляется гражданами добровольно и носит заявительный порядок. Таким образом, суду надлежало выяснить, направлялись ли Чибышевым А.А. для перерегистрации в орган местного самоуправления - администрацию пос. Ключи соответствующие документы, в соответствии с п. 9 Положения о регистрации. Формальный подход суда к тому, что ответчиком не было представлено доказательств извещения истца о необходимости прохождения перерегистрации, при рассмотрении данного спора, а также разрешении ходатайства ответчика о пропуске срока исковой давности, в данном случае не допустим. При рассмотрении дела, суд необоснованно применил к данным правоотношениям п. 20 Положения о регистрации, поскольку он не регулирует процедуру перерегистрации, а регулирует последствия изменения оснований, предусмотренных Федеральным законом РФ от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии с которым граждане были поставлены на соответствующий учёт. При указанных обстоятельствах, наличие списка граждан пос. Ключи, претендующих на получение безвозмездных жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по состоянию на период с 1 марта по 10 сентября 1998 года и первоначального заявления Чибышева А.А. о желании приобрести жильё на материке, адресованном администрации Камчатской области, от 3 апреля 1998 года, не могут служить основанием для восстановления Чибышева А.А. в очереди на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учёт. С учетом изложенного, поскольку судом с достоверностью не установлены все юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение, поскольку при изложенной ситуации судебная коллегия лишена возможности принять свое решение по делу. При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, исследовать все доказательства по делу и, дав им надлежащую оценку, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права. Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 декабря 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Председательствующий Судьи