Судья Буткин Н.Д. | Дело № 33-417/2011 г. |
председательствующего | Литвиненко Е.З., |
судей | Ерютина К.И., Миронова А.А. |
при секретаре | Кудряшовой Е.О. |
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 7 апреля 2011 года материал по частной жалобе Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю на определение Вилючинского городского суда от 24 декабря 2010 года, которым постановлено:
возвратить исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю к Манашевскому Андрею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, лицу его подавшему,
Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Определением судьи Вилючинского городского суда от 24 декабря 2010 года исковое заявление к Манашевскому Андрею Викторовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени возвращено Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю на основании п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, в связи с несоблюдением установленного федеральным законом для данной категории споров досудебного порядка урегулирования спора.
Не соглашаясь с постановленным определением, ИФНС № 3 по Камчатскому краю обратилась в Камчатский краевой суд с частной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, определение суда просила отменить. В обосновании указала, что Закон Камчатского края от 07.10.2009 года № 303 «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае» (далее - Закон № 303), изменивший срок уплаты физическими лицами транспортного налога, не устраняет и не смягчает налоговую ответственность, не устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, в связи с чем к нему не могут применяться положения п. 3 ст. 5 НК РФ об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах, а также самостоятельно не устанавливает положения об обратной силе изменений, в связи с чем транспортный налог за 2009 год должен уплачиваться в сроки, установленные Законом Камчатского края № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае».
Проверив материал и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения судьи по следующим основаниям.
В силу ст.ст. 12, 14, 356 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Согласно ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Сроки и порядок уплаты транспортного налога на территории Камчатского края установлены Законом № 689 от 22.11.2007 года «О транспортном налоге в Камчатском крае» (далее Закон «О транспортном налоге в Камчатском крае»), в силу ч. 2 ст. 5 которого (в редакции, действующей до 1 января 2010 года) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 20 февраля года, следующего за налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Учитывая, что согласно ст. 3 Закона «О транспортном налоге в Камчатском крае» налоговым периодом признается календарный год, обязанность по уплате транспортного налога за 2009 год должна быть исполнена налогоплательщиком на основании налогового уведомления в срок до 20 февраля 2010 года.
Вместе с тем, Законом Камчатского края от 07.10.2009 года № 303 «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Камчатского края «О транспортном налоге в Камчатском крае», вступающим в силу с 1 января 2010 года, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования, срок уплаты транспортного налога изменен с 20 февраля на 30 апреля.
Как следует из приложенных к исковому заявлению материалов, налоговым органом в адрес ответчика 9 декабря 2009 года направлено налоговое уведомление № 24601 об уплате транспортного налога за 2009 года, которым установлен срок уплаты налога до 22 февраля 2010 года, 12 апреля 2010 года, то есть до возникновения обязанности по уплате соответствующего налога, ответчику направлено требование № 23334 об уплате налога и пени по состоянию на 24 марта 2010 года.
Поскольку с 1 января 2010 года обязанность по уплате транспортного налога за 2009 год должна быть исполнена налогоплательщиком на основании налогового уведомления в срок до 30 апреля 2010 года, судья Вилючинского городского суда пришел к правильному выводу о несоблюдении Межрайонной инспекцией ФНС № 3 по Камчатскому краю досудебного порядка урегулирования спора, установленного п.п. 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку требование № 23334 по уплате налога и пени по состоянию на 24 марта 2010 года по своему содержанию и срокам направления не может свидетельствовать о его соблюдении.
Доводы частной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю о том, что Закон Камчатского края от 07.10.2009 года № 303 «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае» не устанавливает положения об обратной силе изменений, в связи с чем транспортный налог за 2009 год должен уплачиваться в ранее установленные сроки, несостоятельны, поскольку в силу части 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Изменение Законом Камчатского края от 07.10.2009 года № 303 «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае» срока уплаты транспортного налога с 20 февраля на 30 апреля свидетельствует об улучшении положения налогоплательщиков, поскольку увеличивает срок уплаты транспортного налога и устраняет до определенного периода саму обязанность по его уплате.
Учитывая, что в силу ст. 126 Конституции РФ, п. 2 ст. 13 Федерального Конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» правовая позиция, устанавливаемая постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательна для арбитражных судов Российской Федерации и не обладает обязательной юридической силой в отношении правоприменительной практики судов общей юрисдикции, в связи с чем ссылка в частной жалобе на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ является несостоятельной.
Поскольку определение судьи принято с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для его отмены и удовлетворения частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 366, 374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Вилючинского городского суда Камчатского края от 24 декабря 2010 года оставить без изменения, а частную жалобу Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: