33-763/2011 кассационная жалоба Завгородней А.Н. о признании участником подпрограммы `Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных ФЗ целевой программы `Жилище` на 2002-2010 годы`



Судья Барышева Т.В. Дело № 33-763/2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Стальмахович О.Н.

судей Мелентьевой Ж.Г., Миронова А.А.

при секретаре Степанове Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам­чатском 9 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Завгородней А.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2011 года, которым по­станов­лено:

В удовлетворении иска Завгородней Арины Николаевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законо­дательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае о признании решения Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государствен­ных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, ус­тановленных федеральным законодательством» федеральной це­левой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае в части отказа Завгородней А.Н. в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных феде­ральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» незаконными и возложении обя­занности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края признать Завгороднюю А.Н. участ­ником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных феде­ральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» отказать.

Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснение Завгородней А.Н., поддержавшей доводы кассацион­ной жалобы, возражения на доводы касса­ционной жалобы представителя Министерства жилищно-коммунального хо­зяйства и энергетики Камчатского края и Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» Панихиной М.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Завгородняя А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным зако­нодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае (далее по тексту Рабочая группа по реализации под­программы «Жилище»), в котором просила признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» в части отказа ей в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обяза­тельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных феде­ральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; возложить обязанность на Министерство жилищно-комму­нального хозяйства и энергетики Камчатского края признать её участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательст­вом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В обоснование заявленных требований сослалась на то, что общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера у нее составляет более 35 лет, федеральную субсидию на приобретение жилья она не получала. Судебным решением были удовлетворены ее исковые требования о принятии на учет для приобре­тения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Решением рабочей группы группа по реализации подпрограммы «Жилище» ей было от­казано в признании ее участником указанной подпрограммы в связи с недос­товерностью сведений, содержащихся в представленных документах (п.п. «в» п. 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153), а также несоответствия требованиям, указанным в п.п. «з» п. 5 указанных Правил.

В судебном заседании Завгородняя А.Н. и ее представитель Налимов В.Н. исковые требования поддержали.

Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Чугаева Е.Н. и Косова Е.В., являющаяся одно­временно ответственным секретарем Рабочей группы по реализации подпро­граммы «Жилище», исковые требования не признали.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

Не соглашаясь с таким решением, Завгородняя А.Н. просит его отме­нить как постановленное с нарушением норм материального и процессуаль­ного права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, су­деб­ная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищ­ных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и при­равненных к ним местностей" установлены условия предоставления и поря­док определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также граж­данам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Согласно ст. 1 указанного федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражда­нами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утвер­ждены Правила выпуска и реализации государствен­ных жилищных сертифика­тов в рамках реализации подпрограммы "Выполне­ние государственных обяза­тельств по обеспечению жильем категорий граж­дан, установленных федераль­ным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее Правила).

Согласно п.п. «з» п. 5 указанных Правил право на участие в подпро­грамме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Се­вера и приравненных к ним местностей:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжитель­ность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест­ностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Се­вера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;

граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законода­тельством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобре­тения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;

Подпунктом «е» п. 19 установлено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.п. «з» п. 5 указанных Правил, подают соответст­венно в органы, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпро­грамме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следую­щие документы: выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Се­вера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на по­лучение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях;

копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка органов государственной службы медико-социальной экспер­тизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработ­ным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;

копия документа, подтверждающего право на дополнительную пло­щадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено зако­нодательством Российской Федерации).

В соответствии с п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:

а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответст­вующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;

б) непредставление или неполное представление документов, указан­ных в пункте 19 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных доку­ментах;

г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с исполь­зованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и под­тверждается материалами дела, что с 13 ноября 2010 года Завгородняя А.Н. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «пенсионеры». 29 декабря 2010 года на заседании Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жи­лище» было принято решение об отказе в признании Завгородней А.Н. уча­стником подпрограммы "Выполнение государственных обяза­тельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федераль­ным зако­нодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (далее Подпрограмма) в связи с недостоверностью сведений, содер­жащихся в представленных документах (п.п. «в» п. 22 Правил), а также несо­ответствием требованиям, указанным в п.п. «з» п. 5 Правил.

Придя к правильному выводу о том, что отказ Рабочей группы по реа­лизации подпрограммы «Жилище» в признании Завгородней А.Н. участни­ком Подпрограммы по основанию несоответствия требованиям, указанным в п.п. «з» п. 5 Правил, является неправомерным, суд вместе с тем, отказал в удовлетворении иска о признании указанного решения Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» незаконным и понуждении признать Завгороднюю А.Н. участником Подпрограммы, признав правомерным отказ ответчика в признании ее участником Подпрограммы ввиду недостоверности сведений, содержащихся в представленных ею документах (п.п. «в» п. 22 Правил).

Данный вывод суд обосновал тем, что сведения, указанные истцом в заявлении о признании участником Подпрограммы о членах ее семьи, явля­ются несоответствующими действительности, а также из содержания ее заяв­ления следует, что она не намерена выезжать из районов Крайнего Севера и не принимает на себя обязательств, связанных с участием в Подпрограмме, по безвозмездной передаче жилого помещения, находящегося в собственно­сти, или в общей совместной собственности членов семьи, в государствен­ную или муниципальную собственность.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим осно­ваниям.

Как видно из заявления Завгородней А.Н., выполненного по форме, установленной в приложении № 1 к Правилам, в нем она указала состав своей семьи, перечислив сестру ФИО8, племянников ФИО9, ФИО10, которые проживают в г. Артеме, что подтверждается прило­женными к заявлению копиями их паспортов. При этом в качестве членов семьи проживающих вместе с ней никто не указан. К заявлению приложена справка о том, что Завгородняя А.Н. значится одна зарегистрированной в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Из изложенного следует, что указанные Завгородней А.Н. в заявлении сведения соответствуют действительности, поскольку они подтверждаются приложенными к заявлению документами.

Кроме того, из данного заявления не усматривается, что Завгородняя А.Н. также просила признать указанных ею в нем лиц участниками Подпрограммы.

Указание в решении суда на то, что у Завгородней А.Н. отсутствует намерение выезжать из районов Крайнего Севера и она не намерена принять на себя обязательств, связанных у участием в Подпрограмме, по безвозмезд­ной передаче жилого помещения, находящегося в собственности или в общей собственности членов ее семьи, в государственную или муниципальную соб­ственность, что, по мнению суда, следует из содержания заявления Завгород­ней А.Н. от 27 декабря 2010 года, является необоснованным, поскольку ре­шением Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» в призна­нии Завгородней А.Н. участником Подпрограммы было отказано по иным основаниям.

При таких обстоятельствах, решение Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательст­вом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Кам­чатском крае от 29 декабря 2010 года № 18 в части отказа Завгородней А.Н. в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обяза­тельств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных феде­ральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на основании подпункта «в» пункта 22 и подпункта «з» пункта 5 Правил является необоснованным.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела по исковым требованиям истца о признании решения Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» незаконным, установ­лены, судебная коллегия на­ходит возмож­ным в указанной части принять свое решение об удовлетворе­нии данных исковых требований Завгородней А.Н.

Вместе с тем, учитывая, что требования истца о понуждении Мини­стерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края признать Завгороднюю А.Н. участником подпрограммы «Выполнение госу­дарственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, уста­новленных федеральным законодательством» федеральной целевой про­граммы «Жилище» на 2002-2010 годы», не нашли своей оценки в решении суда первой инстанции, судебная коллегия лишена возможно­сти принять свое решение в данной части иска, поэтому дело в части указанных требова­ний подлежит направлению на новое рас­смотрение в суд пер­вой инстанции.

При новом рассмотрении спора суду необходимо уточнить у истца, имелись ли у нее намерения включить указанных ею членов своей семьи в состав участников подпрограммы «Жилище» и в зависимости от установ­ленного, разрешить спор в остальной части исковых требований в соответствии с нормами материального и процес­суального права.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2011 года отменить.

Исковые требования Завгородней А.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Рабочей группы по реализации под­программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательст­вом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Кам­чатском крае от 29 декабря 2010 года № 18 в части отказа Завгородней Арине Николаевне в признании участником подпрограммы «Выполнение государ­ственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установ­ленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В части требований Завгородней А.Н. о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязан­ности признать ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных фе­деральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи