Судья Барышева Т.В. Дело № 33-763/2011КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Стальмахович О.Н. судей Мелентьевой Ж.Г., Миронова А.А. при секретаре Степанове Р.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 9 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Завгородней А.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2011 года, которым постановлено: В удовлетворении иска Завгородней Арины Николаевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае о признании решения Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае в части отказа Завгородней А.Н. в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» незаконными и возложении обязанности на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края признать Завгороднюю А.Н. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» отказать. Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснение Завгородней А.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на доводы кассационной жалобы представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» Панихиной М.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Завгородняя А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Рабочей группе по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае (далее по тексту Рабочая группа по реализации подпрограммы «Жилище»), в котором просила признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» в части отказа ей в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; возложить обязанность на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края признать её участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В обоснование заявленных требований сослалась на то, что общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера у нее составляет более 35 лет, федеральную субсидию на приобретение жилья она не получала. Судебным решением были удовлетворены ее исковые требования о принятии на учет для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Решением рабочей группы группа по реализации подпрограммы «Жилище» ей было отказано в признании ее участником указанной подпрограммы в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах (п.п. «в» п. 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153), а также несоответствия требованиям, указанным в п.п. «з» п. 5 указанных Правил. В судебном заседании Завгородняя А.Н. и ее представитель Налимов В.Н. исковые требования поддержали. Представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Чугаева Е.Н. и Косова Е.В., являющаяся одновременно ответственным секретарем Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище», исковые требования не признали. Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение. Не соглашаясь с таким решением, Завгородняя А.Н. просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Согласно ст. 1 указанного федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее Правила). Согласно п.п. «з» п. 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.; граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет; Подпунктом «е» п. 19 установлено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.п. «з» п. 5 указанных Правил, подают соответственно в органы, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы: выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). В соответствии с п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с 13 ноября 2010 года Завгородняя А.Н. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «пенсионеры». 29 декабря 2010 года на заседании Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» было принято решение об отказе в признании Завгородней А.Н. участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» (далее Подпрограмма) в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах (п.п. «в» п. 22 Правил), а также несоответствием требованиям, указанным в п.п. «з» п. 5 Правил. Придя к правильному выводу о том, что отказ Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» в признании Завгородней А.Н. участником Подпрограммы по основанию несоответствия требованиям, указанным в п.п. «з» п. 5 Правил, является неправомерным, суд вместе с тем, отказал в удовлетворении иска о признании указанного решения Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» незаконным и понуждении признать Завгороднюю А.Н. участником Подпрограммы, признав правомерным отказ ответчика в признании ее участником Подпрограммы ввиду недостоверности сведений, содержащихся в представленных ею документах (п.п. «в» п. 22 Правил). Данный вывод суд обосновал тем, что сведения, указанные истцом в заявлении о признании участником Подпрограммы о членах ее семьи, являются несоответствующими действительности, а также из содержания ее заявления следует, что она не намерена выезжать из районов Крайнего Севера и не принимает на себя обязательств, связанных с участием в Подпрограмме, по безвозмездной передаче жилого помещения, находящегося в собственности, или в общей совместной собственности членов семьи, в государственную или муниципальную собственность. Однако с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям. Как видно из заявления Завгородней А.Н., выполненного по форме, установленной в приложении № 1 к Правилам, в нем она указала состав своей семьи, перечислив сестру ФИО8, племянников ФИО9, ФИО10, которые проживают в г. Артеме, что подтверждается приложенными к заявлению копиями их паспортов. При этом в качестве членов семьи проживающих вместе с ней никто не указан. К заявлению приложена справка о том, что Завгородняя А.Н. значится одна зарегистрированной в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Из изложенного следует, что указанные Завгородней А.Н. в заявлении сведения соответствуют действительности, поскольку они подтверждаются приложенными к заявлению документами. Кроме того, из данного заявления не усматривается, что Завгородняя А.Н. также просила признать указанных ею в нем лиц участниками Подпрограммы. Указание в решении суда на то, что у Завгородней А.Н. отсутствует намерение выезжать из районов Крайнего Севера и она не намерена принять на себя обязательств, связанных у участием в Подпрограмме, по безвозмездной передаче жилого помещения, находящегося в собственности или в общей собственности членов ее семьи, в государственную или муниципальную собственность, что, по мнению суда, следует из содержания заявления Завгородней А.Н. от 27 декабря 2010 года, является необоснованным, поскольку решением Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» в признании Завгородней А.Н. участником Подпрограммы было отказано по иным основаниям. При таких обстоятельствах, решение Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае от 29 декабря 2010 года № 18 в части отказа Завгородней А.Н. в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» на основании подпункта «в» пункта 22 и подпункта «з» пункта 5 Правил является необоснованным. На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела по исковым требованиям истца о признании решения Рабочей группы по реализации подпрограммы «Жилище» незаконным, установлены, судебная коллегия находит возможным в указанной части принять свое решение об удовлетворении данных исковых требований Завгородней А.Н. Вместе с тем, учитывая, что требования истца о понуждении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края признать Завгороднюю А.Н. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», не нашли своей оценки в решении суда первой инстанции, судебная коллегия лишена возможности принять свое решение в данной части иска, поэтому дело в части указанных требований подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении спора суду необходимо уточнить у истца, имелись ли у нее намерения включить указанных ею членов своей семьи в состав участников подпрограммы «Жилище» и в зависимости от установленного, разрешить спор в остальной части исковых требований в соответствии с нормами материального и процессуального права. Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2011 года отменить. Исковые требования Завгородней А.Н. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в Камчатском крае от 29 декабря 2010 года № 18 в части отказа Завгородней Арине Николаевне в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». В части требований Завгородней А.Н. о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанности признать ее участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Председательствующий Судьи