33-698/2011 кассационная жалоба администрации Корякского автономного округа о взыскании компенсации ущерба в связи с утратой имущества



Судья Будкова Е.А.

Дело № 33-698/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего

Стальмахович О.Н.,

судей

Трофимовой Е.А. и Станкявичене Н.В.

при секретаре

Сиятелеве К.А.,

16 июня 2011 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе администрации Корякского автономного округа в лице ликвидационной комиссии упраздняемой администрации Корякского автономного округа на решение Тигильского районного суда Камчатского края от 20апреля 2011года, которым постановлено:

Восстановить Щербакову Денису Андреевичу срок для обращения в суд с иском о взыскании денежной суммы в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей в качестве компенсации за ущерб в связи с утратой имущества в результате землетрясения.

Иск Щербакова Дениса Андреевича к Администрации Корякского автономного округа в лице ликвидационной комиссии упраздняемой администрации Корякского автономного округа – удовлетворить.

Взыскать с Администрации Корякского автономного округа в пользу Щербакова Дениса Андреевича 50000 (пятьдесят тысяч) рублей – компенсацию за ущерб в связи с утратой имущества в результате землетрясения, произошедшего 21 апреля 2006 года на территории Олюторского района Корякского автономного округа.

Взыскать с Администрации Корякского автономного округа в пользу Щербакова Дениса Андреевича судебные расходы истца в сумме 6921 (шесть тысяч девятьсот двадцать один) рубль 10 коп., включающие в себя:

- расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1700 (одна тысяча семьсот) рублей;

- расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 (пять тысяч) рублей;

- связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные истцом, в сумме 221 (двести двадцать один) руб. 10 коп.

В удовлетворении остальных требований Щербакова Д.А. о взыскании судебных расходов – отказать.

Заслушав доклад судьи Трофимовой Е.А., объяснения представителя Щербакова Д.А. Невзоровой Н.С., считавшей решение суда законным и обоснованным, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Щербаков Д.А., с учетом уточненных требований, предъявил иск к администрации Корякского автономного округа в лице ликвидационной комиссии упраздняемой администрации Корякского автономного округа о восстановлении срока для обращения в суд с иском, взыскании денежной суммы в размере 50000рублей в качестве компенсации за ущерб в связи с утратой имущества в результате землетрясения, а также судебных расходов.

В обоснование исковых требований указал, что после смерти отца Щербакова А.Г., умершего 14 октября 2005 года, ему как единственному наследнику первой очереди по закону должно было перейти имущество наследодателя. В результате землетрясения, произошедшего 21-22апреля 2006 года, наследственное имущество было утрачено. 17 февраля 2007 года он получил свидетельство о праве на наследство по закону, состоящее из денежной суммы в размере 50000 рублей, причитающейся в качестве компенсации за ущерб, в связи с утратой имущества в результате землетрясения.

В судебном заседании Щербаков Д.А. и его представитель НевзороваН.С. участия не принимали.

Представитель администрации Корякского автономного округа в лице ликвидационной комиссии упраздняемой администрации Корякского автономного округа Селянин Ю.А. иск не признал и заявил о пропуске срока исковой давности.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе администрация Корякского автономного округа в лице ликвидационной комиссии упраздняемой администрации Корякского автономного округа, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права, просит судебную коллегию решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает на неверно данную судом оценку акту от 11 января 2007 года о стоимости и количестве утраченного имущества, справке главы администрации Олюторского района от 25 января 2007 года о размере компенсации в сумме 50000 рублей, а также на то обстоятельство, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 2, 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельностью законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 18 Федерального Закона РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года) и части 1 статьи 18 Закона Корякского автономного округа № 61-ОЗ от 21 июня 2005года «О защите населения и территорий Корякского автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (действующего на момент возникших спорных правоотношений), граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона Корякского автономного округа № 61-ОЗ от 21 июня 2005 года «О защите населения и территорий Корякского автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - Закон Корякского автономного округа № 61-ОЗ от 21 июня 2005 года) порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с частью 1 статьи 18 настоящего закона, устанавливаются федеральным и окружным законодательством.

В силу статьи 25 Федерального Закона РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994года резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Статьей 11 Федерального Закона РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994года к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Согласно пункту 6 Правил выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 810 от 26 октября 2000 года (действующих на момент возникших правоотношений) средства из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе оказание пострадавшим гражданам материальной помощи в связи с утратой имущества.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1068 от 28 июля 2006 года в целях оказания помощи в ликвидации на территории Корякского автономного округа последствий землетрясения, произошедшего в апреле 2006 года, администрации Корякского автономного округа выделено в 2006году из указанного резервного фонда 35689, 08 тысяч рублей, в том числе 3855 тысяч рублей на оказание единовременной помощи пострадавшим гражданам и 31834, 08 тысяч рублей на оказание пострадавшим гражданам материальной помощи в связи с утратой имущества (за частично утраченное имущество – до 20000 тысяч рублей на семью, за полностью утраченное имущество – до 50000 рублей на семью).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Щербаков А.Г., умерший 14 октября 2005 года, на день своей смерти постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: Корякский автономный округ, <адрес>.

Наследником имущества Щербакова А.Г., умершего 14 октября 2005 года является его сын Щербаков Денис Андреевич.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от 17 февраля 2007 года видно, что наследство, на которое выдано свидетельство, состоит из денежной суммы 50000 рублей, причитающейся в качестве компенсации за ущерб, в связи с утратой имущества в результате землетрясения на основании справки от 25 января 2007 года, выданной администрацией Олюторского муниципального района Корякского автономного округа.

Установив факт полной утраты Щербаковым Д.А. в результате землетрясения, произошедшего 21 апреля 2006 года, принадлежащего ему в порядке наследования имущества, находящегося по адресу: <адрес>, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем взыскал с ответчика в его пользу 50000 рублей компенсации за ущерб в связи с утратой имущества в результате землетрясения, произошедшего 21 апреля 2006 года на территории Олюторского района Корякского автономного округа.

Как верно указал суд в решении, поскольку финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий произошедшего землетрясения является расходным обязательством Корякского автономного округа, администрация которого на сегодняшний момент находится в стадии ликвидации и функции и права данного юридического лица перешли к администрации Корякского автономного округа в лице ликвидационной комиссии упраздняемой администрации Корякского автономного округа, а поэтому довод кассатора о

о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, является несостоятельным.

Доводы кассационной жалобы об ошибочности решения суда в части доказанности факта полной утраты Щербаковым Д.А. имущества, а также принятия во внимания справки от 25 января 2007 года, выданной с превышением полномочий главы администрации Олюторского района, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана правильная оценка, не согласиться с которой оснований у судебной коллегии не имеется.

Иные доводы кассационной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и о неправильности постановленного по делу решения не свидетельствуют.

Несогласие с оценкой судом доказательств в силу положений статьи 362 ГПК РФ основанием к отмене решения суда не является.

Поскольку нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судом не допущено, состоявшееся по делу решение подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тигильского районного суда Камчатского края от 20 апреля 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи