33-967/2011 кассационная жалоба Северо-Восточного Территориального Управления Федерального агентства по рыболовству о признании решения об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов



Судья Фреликов В.В. Дело № 33-967/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Кудрявцева Н.Б.,

судей Ерютина К.И., Сорокиной Т.Г.,

при секретаре Выстровой Л.Ю.

14 июля 2011года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе представителя Северо-Восточного Территориального Управления Федерального агентства по рыболовству Симхович М.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 27 мая 2011 года, которым постановлено:

заявление Родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Винокуровы» удовлетворить.

Признать решение Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 5 октября 2010 года № 07-13/5632 об отказе в предоставлении в пользование Родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Винокуровы» водных биологических ресурсов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (треска, палтус, терпуг) незаконным.

Возложить обязанность на Северо-Восточное Территориальное управление Федерального агентства по рыболовству вынести решение о предоставлении Родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Винокуровы» водных биологических ресурсов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (треска, палтус, терпуг).

Заслушав доклад судьи Ерютина К.И., пояснения представителя Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству Симхович М.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также представителя Родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Винокуровы» Пе А.Ч. и представителя Министерства рыбного хозяйства Василенко И.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Винокуровы» (далее - РО КМПН «Винокуровы») обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Северо–Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 5 октября 2010 года № 07-13/5632 об отказе в предоставлении в пользование водных биологических ресурсов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (треска, палтус, терпуг) и возложении обязанности вынести решение о предоставлении РО КМНС «Винокуровы» водных биологических ресурсов, в отношении которых установлен общий допустимый улов.

В обоснование заявленных требований указала, что действующим законодательством организация и регулирование рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в отношении ресурсов внутренних морских вод РФ отнесены к исключительной компетенции Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

В судебном заседании представитель заявителя Пе А.Ч. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – СВТУ ФАР) Симхович М.В. заявленные требования не признала в полном объеме, ссылаясь на отсутствие у СВТУ ФАР полномочий на принятие решения о предоставлении права добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в отношении которых установлен общий допустимый улов.

Представитель заинтересованного лица Министерства рыбного хозяйства Камчатского края Василенко И.В. заявленные требования полагала законными и обоснованными.

Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с вынесенным решением суда по причине неправильного толкования и применения норм материального права, представитель СВТУ ФАР просит решение отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В возражениях представитель Министерства рыбного хозяйства Камчатского края, полагая решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении кассационной жалобы просит отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон о животном мире) отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также абзацами 11 и 12 части первой статьи 6, частями третьей и четвертой статьи 16.1, статьями 16.2 и 49.1 настоящего Федерального закона.

В силу абзаца 11 части 1 ст. 6 Закона о животном мире Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление, в том числе, полномочий по организации и регулированию рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб; организация и регулирование прибрежного рыболовства (за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб), в том числе распределение прибрежных квот и предоставление рыбопромысловых участков.

В соответствии со ст.ст. 16,25 Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ (далее - Закон о рыболовстве) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является одним из видов рыболовства, порядок осуществления которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Согласно ст. 33.2 Закона о рыболовстве, о предоставлении водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации принимается решение, порядок подготовки которого утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 N 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование» (далее- порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов), а порядок и сроки рассмотрения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - порядок рассмотрения заявок) утвержден Приказом Росрыболовства от 04.03.2009 N 166.

По смыслу п. 3 Порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, пункта 2 порядка рассмотрения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, предоставление водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется на основании решений, принимаемых территориальными органами Федерального агентства по рыболовству в отношении водных биоресурсов внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб, а в отношении водных биоресурсов внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, – на основании решений, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проанализировав приведенные выше положения Федеральных законов и иных нормативных правовых актов, суд первой инстанции верно установил, что федеральным законодательством переданы конкретные полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в названной сфере, к числу которых не отнесены полномочия по принятию решений о предоставлении в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, отнесенных к объектам рыболовства водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ, вне зависимости от того, установлен в отношении них общий допустимый улов или нет.

Установив, что добыча указанных в заявке РО КМНС «Винокуровы» биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов (треска, палтус, терпуг) осуществляется во внутренних морских водах РФ путем морского лова, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопрос о предоставлении в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации отнесенных к объектам рыболовства водных биологических ресурсов внутренних морских вод отнесен к компетенции Северо-Восточного Территориального управления Федерального агентства по рыболовству и удовлетворил требования заявителя в данной части.

Вместе с тем, разрешая требования о возложении обязанности на СВТУ ФАР вынести решение о предоставлении РО КМНС «Винокуровы» водных биологических ресурсов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (палтус, терпуг, треска), суд первой инстанции не учел, что согласно решению СВТУ ФАР от 5 октября 2010 года заявка РО КМНС «Винокуровы» в данной части по существу в установленном законом порядке не рассматривалась. По вопросу предоставления в пользование данных объектов заявителю было рекомендовано обратиться в Министерство рыбного хозяйства Камчатского края, поэтому суд не вправе был предопределять принимаемое СВТУ ФАР по результатам рассмотрения заявки РО КМНС «Винокуровы» решение, возложив на него обязанность вынести решение о предоставлении заявителю водных биологических ресурсов, в отношении которых установлен общий допустимый улов (л.д. 16).

С учетом изложенного, решение суда от 27 мая 2011 года в части возложения обязанности на Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству предоставить Родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Винокуровы» водные биологические ресурсы, в отношении которых установлен общий допустимый улов (треска, палтус, терпуг), нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело в указанной части - направлению в тот же суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 27 мая 2011 года в части возложения обязанности на Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству предоставить Родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Винокуровы» водные биологические ресурсы, в отношении которых установлен общий допустимый улов (треска, палтус, терпуг), отменить и дело в этой части направить в тот же суд на новое рассмотрение.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи