33-1072/2011 - кассационная жалоба Фалиной о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда



Судья Четырина М.В. Дело № 33-1072/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Литвиненко Е.З.,

судей Лопатиной Л.П., Сорокиной Т.Г.,

при секретаре Кудряшовой Е.О.,

4 августа 2011 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Фалиной Т.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 июня 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Фалиной Татьяны Валентиновны к ГУЗ «Камчатский территориальный центр медицины катастроф» о признании периода работы по внутреннему совместительству с 01 марта 2010 года по 01 сентября 2010 года, взыска­нии задолженности по заработной плате за период с 01 марта 2010 года по 31 мар­та 2011 года в размере 66 187 руб. 59 коп. и компенсации морального вреда без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Лопатиной Л.П., объяснения Фалиной Т.В. и ее представителя Лялиной В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей ГУЗ «Камчатский территориальный центр медицины катастроф» Щаповой Т.А. и Чекальской О.В., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Фалина Т.В. предъявила иск к ГУЗ «Камчатский территориальный центр медицины катастроф» о признании периода работы по внутреннему совместительству, взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование свих требований указала, что в период с 1 марта 2010 года по 1 сентября 2010 года в свободное от основной работы время, а также в период отсутствия основного работника фактически была допущена к исполнению работы по совместительству в должности фельдшера выездной бригады (сопровождения) отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, что подтверждается расчетными листами за указанный период. Также при оплате работы по совместительству работодателем не была учтена оплата повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет в размере 80 %.

Кроме того, 01 сентября 2010 года с истцом заключен договор на работу по внутреннему совместительству в должности фельдшера бригады (сопровождения) отделения ПЭКП за счет вакантной должности или временно отсутствующего работника, но в трудовом договоре также не была включена оплата повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет в размере 80%, который пре­дусмотрен приказом Министерства здравоохранения Камчатского края от 23 декабря 2008 года № 462 и Положением об условиях оплаты труда работников ГУЗ КТЦМК.

Полагая действия ответчика незаконными в связи с невыплатой в нарушение положений ст. 129 ТК РФ заработной платы в полном объеме, просила суд признать работу за период с 1 марта 2010 года по 1 сентября 2010 года работой по внутреннему совместительству и взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 66 197 руб. 59 коп.

В последствии направила в суд дополнение к исковому заявлению, в котором просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда (л.д. 7).

В судебном заседании истец Фалина Т.В. и её представитель Кирилич М.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно истец суду пояснила, что 1 сентября 2010 года работодателем с ней заключен трудовой договор на совместительство за временно отсутствующего работника. Фактически с марта по сентябрь 2010 года она выполняла работы не по вакантной должности, а за временно отсутствующих работников. Уточнила, что писала заявление о доплате за выполнение работы временно отсутствующего работника, на замещение вакантных должностей заявление не писала. Настаивала, что эта работа является внутренним совместительством, в связи с чем ей должна выплачиваться надбавка за стаж непрерывной работы в размере 80%, как по основной должности. Полагала, что действиями ответчика по невыплате заработной платы по внутреннему совместительству в полном объеме, ей причинен моральный вред.

Представитель ответчика ГУЗ «Камчатский территориальный центр медицины катастроф» Чекальская О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что работа истца связана с опасными и вредными условиями труда, истец получает дополнительные дни отпуска в количестве 14 календарных дней. Истцом выполнялась работа согласно графику дежурства сверх определенной работы, но по той же трудовой функции, что и основная, что не является совместительстве. Кроме того, работа по совместительству осуществляется по инициативе работника при наличии его письменного заявления, между тем, от истца в адрес работодателя такого заявления не поступало.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Фалина Т.В., ссылаясь на нарушение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять новое решение, приводя те же доводы, что в суде первой инстанции,. Указывает на то, что фактически совмещала работу, предусмотренную штатным расписанием, и, следовательно, условно занимала штатную должность. Расчетные листки выданы ей работодателем только перед подачей искового заявления в апреле 2011 года, при этом суд не учел мнение истца о преднамеренной замене ответчиком расшифровки кода 178 с целью скрыть факт замещения вакантной должности. Представленный в судебное заседание трудовой договор № 2 от 1 сентября 2010 года непосредственно подтверждает осуществление Фалиной Т.В. работы по совместительству, в связи с чем вывод суда об отсутствии правового значения указанного трудового договора при разрешении спора является противозаконным и нарушающим ее права. Ссылаясь на положения Трудового кодекса РФ, полагает, что суд не в полной мере учел доводы истца и нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.

В соответствии со ст. 287 Трудового кодекса РФ гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме.

Согласно ст. 282 ТК РФ совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство)

Как следует из материалов дела, с 1 декабря 2006 года по настоящее время Фалина Т.В. состоит в трудовых отношениях с ГУЗ «Камчатский территориальный центр медицины катастроф» в должности фельдшера отделения планово-экстренной консультативной медицинской помощи, что подтверждается записью в трудовой книжке АТ-1 № 2214160, копией приказа № 4 от 1 декабря 2006 года о приеме на работу, трудовыми договорами № 2 от 27 мая 2010 года и от 1 сентября 2010 года (л.д. 8-15) и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В силу ч. 5, 6 ст. 282 ТК РФ не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 года № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работником и работников культуры» не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

Кроме того, согласно ч. 2 п. 2 названного Постановления выполнение работ, указанных в подп. «б» - «ж», допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Как установлено судом, Фалина Т.В. периодически выполняла работу сверх графика рабочего времени на период временного отсутствия основного работника, в том числе на период отпуска, болезни, учебы и командировки.

В соответствии с заявлениями истца, последняя просила производить доплату за фактически отработанные часы согласно графику дежурств за временно отсутствующих работников, что также подтверждается приказами работодателя и начислением по зара­ботной плате.

Согласно штатным расписаниям на 2010 и 2011 года у ответчика вакантных ставок фельдшера не имелось.

Установив, что Фалина Т.В. периодически без занятия штатной должности выполняла работу сверх графика рабочего времени на период временного отсутствия основного работника (отпуск, болезнь, учеба, командировка), с заявлением о принятии на работу по совместительству истец к работодателю не обращалась, суд пришел к правильному выводу о том, что выполняемая истцом работа в силу положений действующего трудового законодательства не является совместительством, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

Является правильным и решение суда о признании несостоятельными требований истца о невыплате ей в полном объеме заработной платы за работу по совместительству, поскольку согласно п. 3.5 названного Положения об оплате труда работников государственного учреждения здравоохранения Камчатского края «Камчатский территориальный центр медицины катастроф», (с измен, от 14 сентября 2010г.) на заработок, начисленный медицинскому работнику, при выполнении им другой дополнительной работы, при выполнении им обязанностей временно отсутствующего работника, надбавки за стаж непрерывной работы не начисляются.

Эти выводы в решении мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и исследованных доказательствах, полно изложенных в мотивировочной части решения и правильно оцененных в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

При этом суд также верно исходил из того, что основная работа Фалиной Т.В. в учреждении считается работой, связанной с опасными условиями труда, в связи с чем в силу ст. 282 ТК РФ совместительство на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не содержат ссылок на обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда в кассационном порядке, и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

Что касается доводов кассационной жалобы о незаконности выводов суда в части оценки представленного трудового договора № 2 от 01 сентября 2010 года, то они также являются несостоятельными.

Суд правильно указал, что фактически Фалиной Т.В. работа по совместительству в должности фельдшера отделения ПЭКП за счет вакантной должности не предоставлялась в виду отсутствия вакансии, а при замещении временно отсутствующего работника заключение трудового договора не требуется в силу закона, в связи с чем указанные доводы не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного решения.

Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность решения, судом не допущено, нормы материального права, подробный анализ которых приведен в мотивировочной части решения, применены судом правильно, решение суда в обжалуемой части как законное и обоснованное подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи