33-1033/2011 - кассационная жалоба Управления Федеральной службы исполнения наказания об исключении из перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счёт установленных квот



Судья Карматкова Е.В. Дело № 33-1033/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

судей Миронова А.А., Мелентьевой Ж.Г.,

при секретаре Воронцове И.А.,

28 июля 2011 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 мая 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю к Агентству по занятости населения Камчатского края об исключении из Приложений 1, 2, 3, 4 приказа Агентства по занятости населения Камчатского края № 191 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот» ФБУ Камчатская ВК УФСИН России по Камчатскому краю; внесении изменения в приложения к приказу № 191 в части наименования учреждения «ФБУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю» и проведение корректировки количества квотируемых мест в соответствии с фактической штатной численностью отказать.

Заслушав доклад судьи Миронова А.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю Ершовой О.А., поддержавшей кассационную жалобу, возражения на доводы жалобы представителя Агентства по занятости населения Камчатского края Руденченко Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю (далее – УФСИН России по Камчатскому краю) предъявило иск к Агентству по занятости населения Камчатского края об исключении из Приложений 1, 2, 3, 4 приказа Агентства по занятости населения Камчатского края № 191 «Об утверждении Перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот» – ФБУ Камчатская ВК УФСИН России по Камчатскому краю, ФБУ ИЗ-41/1 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю; внесении изменения в приложения к приказу № 191 в части наименования учреждения «ФБУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю» и проведение корректировки количества квотируемых мест в соответствии с фактической штатной численностью.

В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 16 ноября 2010 года № 191 учреждения УФСИН России по Камчатскому краю: ФБУ Камчатская ВК, ФБУ ИЗ-41/1 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю и наименования ФБУ ИК № 5 УФСИН России по Камчатскому краю включены в перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот. При включении поименованных учреждений в приложения 1 – 4 к указанному приказу не была учтена их специфика, структура и вид деятельности, а расчет квоты произведен лишь на основании статистических данных по среднесписочной численности работников, предоставленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю. Полагал, что квотирование рабочих мест не может распространяться на штатные должности аттестованного состава.

В судебном заседании представитель УФСИН по Камчатскому краю Ершова О.А. заявленные требования поддержала.

Представители Агентства по занятости населения Камчатского края Леушина О.В., Руденченко Т.В. иск не признали.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе УФСИН России по Камчатскому краю приводя те же доводы, что и в суде первой инстанции в обоснование своей позиции, просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом при разрешении дела не принята во внимание специфика учреждений УФСИН, а также значительное количество аттестованного персонала, численность которого не может учитываться при применении норм законодательства в сфере защиты прав и интересов граждан, на которых устанавливается квотирование рабочих мест.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательным Собранием Камчатского края 25 мая 2009 года принят Закон Камчатского края от 11 июня 2009 года № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для определенных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (далее по тексту - Закон).

Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатского края и законы Камчатского края (ст. 2 Закона).

Данный Закон регулирует правоотношения, связанные с квотированием рабочих мест в Камчатском крае для обеспечения дополнительных гарантий отдельным категориям граждан, испытывающим трудности в поиске работы, реализации ими права на труд и социальную защиту от безработицы (ст. 1 Закона).

В соответствии со ст. 4 Закона квотирование рабочих мест устанавливается для следующих отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; молодежи в возрасте от 14 до 18 лет, а также в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет; женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет; одиноких родителей (иных законных представителей), осуществляющих уход за детьми-инвалидами; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лиц, страдающих психическими расстройствами.

Согласно ст. 5 Закона квотирование устанавливается в отношении работодателей, среднесписочной численности работников которых превышает 50 или 100 человек (в зависимости от категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для которой устанавливается квота).

В соответствии со ст. 6 Закона расчет количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты производится в процентном соотношении к среднесписочной численности работников. При этом при расчете количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты среднесписочная численность работников уменьшается на количество рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих мест.

Обязанность предоставлять в центр занятости населения по месту своего нахождения информацию о среднесписочной численности работников в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона возложена на работодателя.

Контроль за трудоустройством граждан, испытывающих трудности в поиске работы, зарегистрированных в центрах занятости населения и направленных для трудоустройства в счет установленных квот, возложен на центры занятости населения (ст. 11 Закона).

В целях реализации указанного Закона, Приказом Агентства по занятости населения Камчатского края от 16 ноября 2010 года № 191 «Об утверждении Перечней работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот», утвержден перечень работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу вышеуказанных категорий граждан (приложение 1 – 4 к Приказу).

Как следует из материалов дела и установлено судом, при формировании Перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот, в него были включены учреждения УФСИН России по Камчатскому краю, а именно: ФГУ Камчатская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Камчатскому краю, Федеральное Бюджетное Учреждение Исправительная колония № 5 Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Камчатскому краю, Федеральное Государственное Учреждение Следственный изолятор Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Камчатскому краю и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю. При этом указано обще количество сотрудников без разделения их на аттестованный и не аттестованный персонал.

Согласно справке № 42/т0/2/2-2025 от 26 апреля 2011 года о штатной численности учреждений УФСИН России по Камчатскому краю по состоянию на 22 апреля 2011 года штатная численность персонала ФБУ Камчатская ВК УФСИН России по Камчатскому краю составляет - 127,5 единиц за 2010 год составляла 120 единиц; штатная численность персонала ФБУ ИК № 5 УФСИН России по Камчатскому краю составляет - 356,5 единиц, за 2010 год составляла - 357 единиц; штатная численность персонала ФБУ ИЗ-41/1 УФСИН России по Камчатскому краю составляет - 194,5 единиц, за 2010 год составила - 180 единиц.

Учитывая размер штатной численности учреждений УФСИН России по Камчатскому краю, суд пришел к правильному выводу, что данные учреждения не могут быть исключены из перечня работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот, поскольку среднесписочная численность работников учреждений УФСИН России по Камчатскому краю превышает 100 человек.

Более того, учреждения УФСИН Камчатского края в перечень № 4 Приказа Агентства по занятости населения Камчатского края от 16 ноября 2010 года № 191, вопреки утверждениям истца, не включены.

Вместе с тем, как правильно указал суд в решении, тот факт, что данные учреждения включены в перечни 1, 2 и 3 исходя из среднесписочной численности работников, еще не указывает на то, что количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот будет исчисляться строго от общей численности работников, включающих аттестованный состав, поскольку ст. 6 Закона предусмотрено, что при расчете количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты среднесписочная численность работников уменьшается на количество рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Указанное свидетельствует о том, что включение названных истцом учреждений в списки работодателей, которым устанавливается квота и количество рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот не влечет само по себе нарушение прав этих учреждений и не противоречит действующему законодательству, устанавливающему механизм реализации законоположений, а именно, расчет конкретного количества рабочих мест для приема на работу граждан определенной категории с учетом специфики деятельности и характеристик штатной численности конкретного работодателя.

Кроме того, из анализа вышеприведенных норм следует, что размер количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленных квот, может корректироваться Агентством по занятости населения Камчатского края при предоставлении работодателями актуальных сведений.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Они не опровергают правильность постановленного решения, а поэтому не могут являться основанием к его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 31 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи