Судья Нечунаева М.В. Дело № 33-1122/2011 Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе: председательствующего Литвиненко Е.З. и судей Керносенко Е.В., Лопатиной Л.П., при секретаре Степанове Р.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 11 августа 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Чибышева А.А. Фаенкова А.Г. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 мая 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Чибышева Александра Арсентьевича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о восстановлении в очереди на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет с 3 апреля 1998 года, - оставить без удовлетворения. Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя Чибышева А.А. Фаенкова А.Г., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Чибышев А.А. предъявил к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края иск о восстановлении в очереди на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет. В обоснование исковых требований указал, что в 1998 году обратился в администрацию Камчатской области с заявлением о постановке в очередь на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья и был зарегистрирован в администрации п. Ключи в списке очередности на получение жилищных субсидий под № 130, а в списке Объединенной дирекции по строительству в Камчатской области – под № 7581. Обратившись в мае 2010 года в администрацию п. Ключи за получением информации по очередности, получил ответ о том, что в списке очередности на получение жилищных субсидий он не значится, поскольку в 2002 году не прошел перерегистрацию. 31 мая 2010 года он обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края с заявлением о восстановлении в вышеназванной очереди по первоначальной дате постановки на учет, однако получил ответ об отказе, мотивированный тем, что в переданных из унитарного предприятия в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края документах отсутствует его учетное дело, а в представленном Списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, он не числится. Считая данный отказ незаконным и необоснованным, просил обязать Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края восстановить его в указанной очереди по первоначальной дате постановки на учет, с 3 апреля 1998 года, а также взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, по оформлению доверенности в размере 700 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение. В кассационной жалобе представитель Чибышева А.А. Фаенков А.Г. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Указывает, что судебное решение вынесено с нарушением норм материального права, а вывод суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности является необоснованным. В заседании суда кассационной инстанции Фаенков А.Г. поддержал доводы кассационной жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в кассационном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение о регистрации и учете), устанавливающее порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 3 апреля 1998 года Чибышев А.А. поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по месту его постоянного проживания – в г. Ключи Усть-Камчатского района Камчатской области. Согласно выписке из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 11-14), Чибышев А.А. внесен в указанный список под номером 130. В соответствии со списком граждан, вставших в очередь на получение жилищных субсидий в период с 1 марта 1998 года по 10 сентября 1998 года, направленным в администрацию г. Ключи Государственным предприятием «Объединенная дирекция по строительству в Камчатской области» (л.д. 15, 16), номер очереди Чибышева А.А. 7581. Распоряжением Правительства Камчатского края от 11 апреля 2008 года № 71-П функции по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края. По сообщению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 17 июня 2010 года (л.д. 9, 10) в 2008 году ГП «Объединенная дирекция по строительству в Камчатской области» передало в Министерство учетные дела и списки граждан, состоящих на учете как имеющие право на получение жилищных субсидий. В переданных документах отсутствовало учетное дело Чибышева А.А., в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, фамилия истца не значилась. Данные обстоятельства явились основанием для отказа в удовлетворении требования Чибышева А.А. о восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, датой 3 апреля 1998 года. Оставляя исковые требования Чибышева А.А. без удовлетворения, суд указал, что включение истца в список проживающих в г. Ключи граждан, претендующих на получение безвозмездных жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не является основанием для перерегистрации в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879. Сославшись на то, что регистрация граждан, относящихся к названной категории, осуществляется добровольно и носит заявительный характер, учитывая, что истец не обращался в администрацию п. Ключи с заявлением о перерегистрации с приложением соответствующих документов в порядке, предусмотренном п. 9 Положения о регистрации, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности исковых требований. Однако с данными выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность в 3-месячный срок привести списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствие с Положением о регистрации и учете. Таким образом, в силу прямого указания в вышеназванном постановлении Правительства РФ, сформированный ГП «Объединенная дирекция по строительству в Камчатской области» в рассматриваемый период список граждан, претендующих на получение безвозмездных жилищных субсидий для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подлежал приведению в соответствие с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 Положением о регистрации и учете. Как установлено судом, в соответствии с распоряжением губернатора Камчатской области от 25 апреля 2003 года № 408-Р завершение работы по перерегистрации граждан в срок до 1 июня 2003 года поручено государственному унитарному предприятию «Камчатская дирекция по строительству». Согласно п. 20 Положения о регистрации и учете в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Пункт 21 Положения о регистрации и учете содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий. Несоблюдение требования о перерегистрации как основание для снятия с учета в данный перечень не включено. Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения (п. 22 Положения о регистрации и учете). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения. Утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п.п. 24, 25 Положения о регистрации и учете). Из содержания вышеназванных норм закона следует, что законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан. Вместе с тем требование к самим гражданам о прохождении ими перерегистрации с целью последующего включения в списки лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Положение о регистрации и учете не содержит. В п. 9 Положения о регистрации и учете указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления). При этом данный пункт Положения не содержит информации об обязательном прохождении гражданами перерегистрации с предоставлением указанных документов в означенные органы исполнительной власти. При рассмотрении дела судом установлено, что о необходимости прохождения перерегистрации, равно как о снятии с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, истец уведомлен не был. Изложенное свидетельствует о существенных нарушениях ГУП «Камчатская дирекция по строительству» порядка учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, предусмотренного п. 23 Положения права Чибышева А.А. на обжалование в установленном законом порядке решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что доказательств обратного ответчиком не представлено, судебная коллегия полагает, что требование Чибышева А.А. о восстановлении в очереди граждан на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет с 3 апреля 1998 года подлежит удовлетворению. Судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о пропуске истцом срока давности на обращение в суд за защитой своего нарушенного права, поскольку доказательств, достоверно подтверждающих, что об исключении из списков Чибышев А.А. узнал либо мог узнать в 2004 году, ответчиком не представлено. Пояснения истца в ходе рассмотрения дела названные обстоятельства не подтверждают. Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и поэтому подлежит отмене, а поскольку все имеющие значение обстоятельства по делу полно установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, то судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять свое решение, которым исковые требования Чибышева А.А. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о восстановлении в очереди на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 мая 2011 года отменить. Исковые требования Чибышева Александра Арсентьевича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о восстановлении в очереди на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет удовлетворить. Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края восстановить Чибышева Александра Арсентьевича в очереди граждан на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по первоначальной дате постановки на учет с 3 апреля 1998 года. Председательствующий подпись Судьи
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ