33-1235/2011 - кассационная жалоба администрации Елизовского городского поселения о признании недействующим абз.6 п.5.11.2 муниципального правового акта №946



Судья Полозова А.А.

Дело № 33-1235/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Литвиненко Е.З.,

судей

Керносенко Е.В., Лопатиной Л.П.,

при секретаре

Кудряшовой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 1 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе администрации Елизовского городского поселения на решение Елизовского районного суда от 25 июля 2011 года, которым постановлено:

заявление Елизовского городского прокурора удовлетворить.

Признать недействующим абзац 6 пункта 5.11.2 муниципального нормативного правового акта «Правила благоустройства и содержания территории в городе Елизово», принятого решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 7 июля 2010 года №946, с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Собрание депутатов Елизовского городского поселения опубликовать сообщение о настоящем решении в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу в том средстве массовой информации, в котором были опубликованы настоящие Правила.

Заслушав доклад судьи Керносенко Е.В., пояснения представителя главы Елизовского городского поселения Виноградовой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Елизовского городского прокурора Платоновой М.Л., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Елизовский городской прокурор обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточненных в судебном заседании требований, просил признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 6 пункта 5.11.2 муниципального нормативного правового акта «Правила благоустройства и содержания территории в городе Елизово», принятого решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 964 от 7июля 2010 года (далее по тексту Правила благоустройства).

В обоснование указал, что в нарушение принципа свободы договора, закрепленного в ч. 1 ст. 421 ГК РФ, оспариваемый пункт нормативного акта обязывает юридических и физических лиц заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов со специализированными организациями, тогда как понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В судебном заседании представитель Елизовского городского прокурора Царьков Д.А. требования поддержал.

Представитель Собрания депутатов Елизовского городского поселения Саенко Г.А. в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился, указав, что оспариваемое положение Правил благоустройства не противоречит положениям ст. 421 ГК РФ.

Представитель главы Елизовского городского поселения ВиноградоваН.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что на основании оспариваемого положения в Елизовском городском поселении поддерживается чистота, а признание его незаконным может привести к неблагоприятному состоянию территории.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе администрация Елизовского городского поселения, не соглашаясь с принятым решением по доводам, изложенным в суде первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Возражая на доводы кассационной жалобы, помощник Елизовского городского прокурора Царьков Д.А., укаывая на законность принятого по делу решения, просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Кроме того, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии со с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 10, 11 указанного Федерального закона, граждане, а так же индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п.п. 1.2, 1.4, 1.8, 1.11 СанПиН 42-128-4690-88 от 05 августа 1988 года "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

При осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система.

Из указанных Правил следует, что требование санитарного законодательства по осуществлению удаления отходов может быть выполнено как по договорам, так и по талонной системе методом "самовывоза".

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 7июля 2010 года № 964 принят муниципальный нормативный правовой акт «Правила благоустройства и содержания территории в городе Елизово», опубликованный в официальном печатном издании администрации Елизовского городского поселения «Мой город» от 13 июля 2010 года № 8, абзацем 6 пункта 5.11.2 которого предусмотрено, что для проведения работ по сбору и удалению отходов юридические и физические лица и обязаны заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов со специализированными организациями.

Между тем, в силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, проанализировав положения федеральных законов, составляющих правовую основу Правил благоустройства, и установив, что ни одним из них на граждан и юридических лиц не возложена прямая обязанность по заключению договоров на вывоз твердых бытовых отходов со специализированными организациями, пришел к правильному выводу о том, что закрепление указанной нормы в правовом акте органа местного самоуправления произведено с превышением полномочий.

Данный вывод суда является правильным, основанным на нормах материального права и установленных в ходе судебного заседания обстоятельствах.

Доводы администрации Елизовского городского поселения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, были отвергнуты. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

Описка, допущенная в решении при указании номера нормативного правового акта, очевидна, и основанием для отмены решения не является.

Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 25 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи