33-1525/2011 - кассационная жалоба представителя Васьковой о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма



Судья Иванишена С.А.

Дело № 33-1525/2011 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Стальмахович О.Н.,

судей

Лопатиной Л.П., Сорокиной Т.Г.,

при секретаре

Сиятелеве К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 1 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Васьковой К.Ю. – Фукс Д.Ш. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2011 года, которым постановлено:

Васьковой Кристине Юрьевне в удовлетворении иска к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма – отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Лопатиной Л.П., возражения на доводы жалобы представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Коновой А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васькова К.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности обеспечить вне очереди жилым помещением по договору социального найма В обоснование заявленных требований Васькова К.Ю. указала, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу федерального законодательства и нормативных правовых актов субъекта РФ подлежат внеочередному обеспечению жилым помещением. Однако решением соответствующей комиссии ответчика от 26 апреля 2011 года ей по результатам рассмотрения документов об обеспечении жилым помещением жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма было отказано.

В судебном заседании Васькова К.Ю. и ее представитель Фукс Д.Ш. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что после наступления совершеннолетия и в настоящий момент Васькова К.Ю. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Елизово, ул. Чукотская, д. 4а, кв. 2, доставшемся в наследство после смерти матери. Заключением межведомственной комиссии 27 июля 2006 года указанное жилое помещение было отнесено к категории непригодных для проживания. С момента переезда в квартиру матери Васькова К.Ю. неоднократно обращалась в администрацию Елизовского муниципального района с требованием о выделении квартиры. Изначально обращалась с требованием о предоставлении жилого помещения взамен непригодного, но когда узнала, что ей положена квартира как сироте, обращалась уже за предоставлением жилья в таком статусе.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Бородина А.С. иск не признала, полагая требование Васьковой К.Ю. необоснованным, указав, что Васькова К.Ю. на момент совершеннолетия была обеспечена жилым помещением. Статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Васьковой К.Ю. утрачен с момента достижения ею возраста 23 лет. В Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края по вопросу обеспечения жилым помещением она впервые обратилась только в апреле 2011 году, когда ей уже исполнилось 23 года.

Привлеченный в качестве третьего лица – Кожевников И.В. исковые требования поддержал.

Третье лицо администрация Елизовского городского поселения представителя в суд не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Васьковой К.Ю. – Фукс Д.Ш., приводя доводы, изложенные в суде первой инстанции и ссылаясь на неправильное определение норм материального и процессуального права, просит решение отменить и направить дело на рассмотрение в суд первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в числе которых названы лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1). Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

Согласно ст. 1 названного Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусматривает, что лица, в отношении которых названный закон осуществляет правовое регулирование, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения. Те же лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет таких лиц осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (соответствующее учреждение, общежитие, приемная семья и т.п.).

Аналогичные правовые нормы содержатся в ст. 7 Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года № 122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Камчатского края № 122), из которой следует, что вышеназванные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются в порядке, определяемом постановлением Правительства Камчатского края, по месту жительства вне очереди жилыми помещениями общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Камчатском крае. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и снятие их с регистрационного учета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Камчатского края и относятся к расходным обязательствам Камчатского края.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что названные в них категории граждан по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования подлежат обеспечению жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации вне очереди и по месту их жительства при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения, при невозможности использования для проживания какого-либо жилого помещения.

Как установил суд первой инстанции и следует из искового заявления, Васькова К.Ю. на момент окончания над ней попечительства 27 июля 2004 года была обеспечена пригодным для проживания жилым помещением, расположенным по адресу: г. Елизово, ул. Чукотская, д. 4а, кв. 2. С указанного момента стала проживать по данному адресу. Распоряжением главы Елизовского городского поседения от 25 февраля 2009 года указанное жилое помещение, на основании заключения межведомственной комиссии № 55 от 27 июля 2006 года признано непригодным для проживания. Впервые Васькова К.Ю. обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края по вопросу обеспечения ее жилым помещением в марте 2011 года в возрасте 23 лет. До достижения указанного возраста истица к ответчику, по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не обращалась. Все обращения Васковой К.Ю. были адресованы в администрацию Елизовского городского поселения с требованием о предоставлении жилья в счет признанного непригодным.

Таким образом, установив, что Васькова К.Ю. не состояла на регистрационном учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как это предусмотрено ст. 7 Закона Камчатского края «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 18 сентября 2008 года № 122, впервые обратилась в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края по вопросу обеспечения ее жилым помещением, когда ей уже исполнилось 23 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Васьковой К.Ю. о возложении обязанности на ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот, является необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

При этом суд верно не принял во внимание довод Васьковой К.Ю. о том, что имеющееся у нее жилое помещение в 2006 году межведомственной комиссией было признано непригодным для проживания и подлежащим сносу. Поскольку истице в связи с выселением по указанному основанию будет предоставлено другое равнозначное благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям, предусмотренным ст. 89 ЖК РФ. Из сообщения Главы Елизовского городского поселения от 24 декабря 2010 года следует, что семья Васьковой К.Ю. входит в число семей, подлежащих расселению из аварийных домов. Вопрос о предоставлении Васьковой К.Ю. квартиры из муниципального фонда стоит на контроле в отделе по управлению жилищным фондом Управления УЖКХ.

Доводы кассационной жалобы истицы по существу сводятся к переоценке выводов суда и о неправильности постановленного решения не свидетельствуют.

Учитывая, что при вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, не допустил нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность принятого решения, оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы у судебной коллегии нет.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи