33-15/2012 - кассационная жалоба Краевого государственного казенного учреждения `Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий` о признании решения незаконным



Судья ФИО2 Дело г.

№ 33-15/2012 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Стальмахович О.Н.,

судей Станкявичене Н.В. и Четыриной М.В.

при секретаре Воронцове И.А.

12 января 2012 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 28 сентября 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Тимофеевой Надежды Михайловны удовлетворить.

Признать решение и действия Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» по прекращению выплат Тимофеевой Надежде Михайловне ежемесячной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги по категории «Ветеран труда» и производству процедуры удержания как излишне выплаченных денежных сумм, незаконными.

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в пользу Тимофеевой Надежды Михайловны в счет возмещения понесенных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Ляминой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Тимофеевой Н.М., полагавшей решение суда правильным, кассационную жалобу – необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тимофеева Н.М. предъявила в суде иск к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»), с учетом уточненных требований, о признании незаконными решений и действий по прекращению выплаты ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по категории ветеран труда и производству процедуры удержания, выплаченных ей за период с 1 января по 31 октября 2010 года денежных сумм.

В обоснование требований указала, что с 2002 года является ветераном труда и получателем мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также ежемесячной денежной выплаты. 10 декабря 2009 года она снялась с регистрационного учета по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Туристический поезд, д. 28, кв. 67, и зарегистрировалась в г. Вилючинске по ул. Кронштадтская, д. 5, кв. 14. 13 ноября 2010 года на период по 1 ноября 2015 года она получила временную регистрацию по месту пребывания по указанному адресу в г. Петропавловске-Камчатском. Несмотря на то, что с момента регистрации по адресу в г. Вилючинске, место ее проживания не изменилось, она продолжила проживать в г. Петропавловске-Камчатском, 7 февраля 2011 года ответчиком были приняты распоряжения № 11 и № 142 о зачете излишне выплаченных за период с января по октябрь 2010 года сумм указанных мер социальной поддержки при их расчете в последующих периодах, на основании которых с февраля 2011 года фактически никаких мер социальной поддержки она не получает.

В судебном заседании Тимофеева Н.М. и ее представитель Ярославцев А.Г. заявленные требования поддержали.

КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» представителя в судебное заседание не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», не соглашаясь с решением по причине несоответствия обстоятельствам дела изложенных в нем выводов суда и нарушения судом норм материального права, просит судебную коллегию решение отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении исковых требований. Не оспаривая право истицы на получение мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также в виде ежемесячной денежной выплаты, указывает на то, что в силу действующего в Камчатском крае порядка, их размер и выплаты могут производиться льготникам только по адресу регистрации по месту жительства или пребывания. Поскольку в период с 10 декабря 2009 года по 13 ноября 2010 года истица имела регистрацию по адресу в Вилючинском городском округе, о чем не сообщила, их выплата по Петропавловск-Камчатскому городскому округу была произведена ошибочно, а потому подлежит возврату

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная кол­легия не находит оснований для отмены решения суда по следующим ос­но­ва­ниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, а также выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

В силу п. 2 ст. 10 и ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 год, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом такие меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона Камчатского края от 26 мая 2009 года № 267 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» ветераны труда, проживающие в Камчатском крае, имеют право на целый ряд мер социальной поддержки, в том числе, по оплате за жилое помещение независимо от формы собственности жилищного фонда в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 % регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимости жилищных услуг, по плате за коммунальные услуги (тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и водоотведения) независимо от формы собственности жилищного фонда в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 % регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг, а также в виде ежемесячной денежной выплаты в размере и порядке, определяемом постановлением Правительства Камчатского края.

Как следует из материалов дела, Тимофеева Н.М. с 1 ноября 2007 года является получателем ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по категории ветеран труда.

В период с 14 марта 2000 года по 10 декабря 2009 года она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, Туристический пр., д. 28, кв. 67 (л.д. 31).

Согласно сообщению адресно-справочной службы ОФМС России по Камчатскому краю 10 декабря 2009 года истица зарегистрировалась по адресу: г. Вилючинск, ул. Кронштадтская, д. 5, кв. 14, а с 13 ноября 2010 года – по месту временного пребывания по прежнему адресу в г. Петропавловске-Камчатском сроком до 1 ноября 2015 года (л.д. 25).

В силу распоряжений КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» № 11 и № 142 от 7 февраля 2011 года при начислении истице сумм ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с марта по август 2011 года была учтена часть излишне выплаченных ей сумм указанных мер социальной поддержки за период с января по октябрь 2010 года (л.д. 35-36).

Согласно позиции ответчика, изложенной в отзыве на исковое заявление, основанием для принятия данных распоряжений послужил выявленный им факт снятия истицы с регистрационного учета по адресу проживания в г. Петропавловске-Камчатском и регистрации по месту проживания в г. Вилючинске, что, по его мнению, в силу п. 6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 23 марта 2010 года № 129-П, является безусловным основанием для признания выплаченных истице в спорный период времени с января по октябрь 2010 года сумм социальной поддержки излишне выплаченными и подлежащими зачету при определении их размеров в последующих периодах (л.д. 26-27).

Признавая оспариваемые распоряжения и действия ответчика незаконными, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные распоряжения и совершенные во их исполнение действия нарушают права истицы, являющейся ветераном труда, на получение указанных мер социальной поддержки.

Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии нет.

Порядок предоставления ветеранам труда, проживающим в Камчатском крае, ежемесячной денежной выплаты установлен Порядком предоставления отдельным категориям граждан денежных выплат, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 23 марта 2010 года № 128-П (по тексту – Порядок № 128-П), согласно п. 1.3 которого назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».

В силу п. 9.1 данного Порядка излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки удержанию не подлежат и учитываются при предоставлении мер социальной поддержки в последующих периодах, за исключением случая утраты гражданином права на получение мер социальной поддержки.

Поскольку право истицы на получение социальной меры поддержки по категории ветеран труда в виде ежемесячной денежной выплаты в спорный период времени с января по октябрь 2010 года ответчиком не оспаривается и согласно справке Вилючинского филиала КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в указанный период времени данная мера социальной поддержки Вилючинским филиалом ей не предоставлялась, оснований для признания выплаченных Тимофеевой Н.М. сумм ежемесячной денежной выплаты в размере 3500 рублей излишне выплаченными у ответчика не имелось.

Ссылка ответчика на то, что данный вид социальной поддержки может быть предоставлен ветерану труда только по адресу регистрации по месту пребывания или месту проживания льготника, который с января по октябрь 2010 года истицей был выбран по адресу квартиры в Вилючинском городском округе, основан на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Как следует из правового анализа вышеуказанных норм федерального и регионального законодательства, регулирующих спорные правоотношения, право льготников, проживающих в Камчатском крае, на получение ежемесячной денежной выплаты, ее расчет и порядок предоставления не ставятся в зависимость от регистрации льготника по месту жительства или временного пребывания в том, или ином населенном пункте Камчатского края. Согласно п. 1.3 Порядка № 128-П назначение и предоставление такой меры социальной поддержки независимо от места проживания льготника в крае осуществляется КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».

В силу п. 1.2 (1) Порядка № 128-П, предусматривающего, что прием документов, предусмотренных п. 1.2 настоящего Порядка, у граждан, проживающих на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, – уполномоченным краевым государственным учреждением, подведомственным Министерству экономического развития Камчатского края, а при предоставлении документов по почте – КГУ, а у граждан, проживающих в иных муниципальных образованиях в Камчатском крае – филиалами КГУ по месту жительства, место проживания льготника в Камчатском крае имеет существенное значение только лишь для соблюдения установленного порядка обращения граждан за назначением ежемесячной денежной выплаты.

Поскольку в спорный период времени истица уже являлась получателем данной меры социальной поддержки и ее право в этот период на получение ежемесячной денежной выплаты не оспаривается, смена ею регистрации по месту жительства в одном населенном пункте Камчатского края на другой правового значения не имеет, а потому основанием для ограничения права на получение такой меры социальной поддержки послужить не может.

Порядок предоставления ветеранам труда, проживающим в Камчатском крае, меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги установлен Постановлением Правительства Камчатского края от 23 марта 2010 года № 129-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», которым также утвержден соответствующий Порядок предоставления данной меры социальной поддержки.

Согласно п.п. 2, 4 данного Постановления эта мера социальной поддержки ветеранам труда, проживающим в Камчатском крае, предоставляется за счет средств краевого бюджета в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом регионального стандарта, в Порядке согласно приложению N 1.

В силу п. 6, 8 указанного Порядка предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, расчет размера ежемесячной денежной компенсации производится только по адресу регистрации федерального или регионального льготника с учетом зарегистрированных с ним членов семьи в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания. Излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации удержанию не подлежат и учитываются при определении размера ежемесячной денежной компенсации в последующих периодах, за исключением случаев утраты федеральным или региональным льготником права на получение ежемесячной денежной компенсации.

Как следует из дела, на основании распоряжения КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» № 142 от 7 февраля 2011 года излишне выплаченной истице суммой, подлежащей зачету в последующих периодах, ответчиком была признана сумма всех произведенных истице ежемесячных выплат в качестве компенсации по плате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с января по октябрь 2010 года в размере 22998 рублей.

Вместе с тем, при наличии у истицы неоспариваемого ответчиком права на получение данной меры социальной поддержки в спорный период времени, излишне выплаченная сумма могла составить лишь разницу между полученными ею суммами денежной компенсации по Петропавловск-Камчатского городскому округу и суммами компенсации, начисленными и выплаченными ей по адресу ее регистрации по месту жительства в Вилючинском городском округе.

На основании изложенного, с учетом установленного Постановлением Правительства Камчатского края № 62-П от 5 февраля 2010 года размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год, который для Петропавловск-Камчатского городского округа на одиноко проживающего гражданина в многоквартирном доме составлял 4653 рубля, а для Вилючинского городского округа – 4973 рубля, полученные истицей в спорный период времени суммы денежной компенсации в части платы за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 22998 рублей излишне выплаченными не являются.

Довод кассационной жалобы КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о незаконности решения суда первой инстанции в силу нарушения истицей п. 7 Порядка предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, согласно которому она обязана была уведомлять КГКУ об изменении адреса своего проживания в течение 10 дней со дня возникновения указанного случая, о незаконности принятого по делу решения не свидетельствует. Установленный данным пунктом срок не является пресекательным и его нарушение само по себе не может нести никаких существенных правовых последствий для сторон.

Довод кассационной жалобы КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о правомерности своих действий по признанию выплаченных истице в спорный период времени сумм социальной поддержки излишне выплаченными и подлежащими зачету при определении их размеров в последующих периодах в силу п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, в том числе электроснабжение, отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, предусматривающего, что предоставление ежемесячной денежной компенсации прекращается в случае снятия с регистрационного учета по месту жительства (по месту пребывания) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств является несостоятельным и отмену обжалуемого решения повлечь не может.

Поскольку процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на правильность по­становленного решения, судом не допущено, судебная коллегия пола­гает решение подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи