33-100/2012- кассационная жалоба Татчиной о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии



Судья Карханина Е.А. Дело № 33-100/2012 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Миронова А.А.,

судей Стальмахович О.Н. и Нечунаевой М.В.

при секретаре Выстровой Л.Ю.

26 января 2012 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Татчиной Н.И. на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Татчиной Натальи Иосифовны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Вилючинске Камчатского края (ЗАТО) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Стальмахович О.Н., объяснения представителя Татчиной Н.И. Татчина В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Управления Пенсионного фонда РФ в г. Вилючинске Камчатского края Лобановой Л.Б. и Фигель Н.Н., полагавших решение суда правильным, кассационную жалобу – необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Татчина Н.И. предъявила в суде иск к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Вилючинске Камчатского края (по тексту – УПФ РФ в г. Вилючинске) и просила: включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов ее работы: в Тальновской детской музыкальной школе в должности преподавателя класса фортепиано и концертмейстера с 1 августа 1984 года по 30 июля 1987 года и с 1 апреля 1988 года по 19 сентября 1994 года; в Детской музыкальной школе № 1 (ДМШ № 1, МОУ ДОДСК, МОУ ДОД) г. Вилючинска в должности преподавателя по классу фортепиано с 1 января 2001 года по 22 августа 2002 года, с 29 августа 2002 года по 20 августа 2004 года, с 24 августа 2004 года по 20 августа 2007 года, с 26 августа 2007 года по 19 сентября 2011 года; периодов нахождения ее в отпуске без содержания: с 1 июня 1995 года по 19 августа 1995 года и с 25 августа 2000 года по 31 августа 2000 года, и назначить ей выплату льготной пенсии с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии с 19 сентября 2011 года.

В обоснование исковых требований указала, что 19 сентября 2011 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности. Решением от 20 октября 2011 года ответчик отказал ей в назначении льготной пенсии по причине недостаточности у нее необходимого стажа педагогической деятельности в связи с исключением из специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, вышеуказанных периодов работы. Полагает отказ в досрочном назначении ей трудовой пенсии незаконным, противоречащим требованиям Конституции РФ, правовой позиции Конституционного Суда РФ, положениям Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку на день обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии ее педагогический стаж составлял 26 лет 8 месяцев 6 дней.

В судебном заседании Татчина Н.И. участия не принимала.

Ее представитель Татчин В.Н. исковые требования поддержал.

Представители УПФ РФ в г. Вилючинске Лобанова Л.Б. и Фигель Н.Н. иск не признали. Пояснили, что периоды работы Татчиной Н.И. в Тальновской детской музыкальной школе в должности преподавателя, за исключением периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, достигшим полутора лет, до достижения им трехлетнего возраста, были учтены ответчиком при подсчете специального стажа истицы после получения справки работодателя от 18 октября 2011 года № 27. Исключение остальных оспариваемых Татчиной Н.И. периодов работы из льготного стажа соответствует пенсионному законодательству. Поскольку педагогический стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по состоянию на 1 января 2001 года с учетом вышеуказанной справки Тальновской музыкальной школы составил 11 лет 7 месяцев 24 дня, из льготного стажа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 был исключен период работы истицы в Детской музыкальной школе г. Вилючинска с 1 января 2001 года по 19 сентября 2011 года.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе, по мотивам неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения норм материального права, Татчина Н.И. просит судебную коллегию решение суда отменить, принять новое, которым ее исковые требования удовлетворить.

В возражениях на кассационную жалобу УПФ РФ в г. Вилючинске указывает на необоснованность ее доводов, решение суда полагает законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

По общему правилу, установленному ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», женщины имеют право на трудовую пенсию по старости по достижении ими возраста 55 лет.

Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

На основании п. 2 ст. 27 данного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

По данному делу судом первой инстанции установлено, что 19 сентября 2011 года Татчина Н.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 20 октября 2011 года № 106 Татчиной Н.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее необходимого педагогического стажа работы, поскольку при подсчете стажа работы, дающего право на досрочную пенсию, из льготного стажа были исключены периоды ее работы: 1) с 1 августа 1984 года по 30 июля 1987 года и с 1 апреля 1988 года по 19 сентября 1994 года в должности преподавателя класса фортепиано и концертмейстера Тальновской детской музыкальной школы; 2) с 1 июня 1995 года по 19 августа 1995 года, с 25 августа 2000 года по 31 августа 2000 года – периоды нахождения ее в отпуске без сохранения заработной платы; 3) с 1 января 2001 года по 19 сентября 2011 года в должности преподавателя Детской музыкальной школы № 1 г. Вилючинска.

Давая правовую оценку такому решению ответчика, суд верно определил имеющие значение для данного дела обстоятельства и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Согласно утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1956 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет предоставляла работа, в том числе в должности преподавателя музыкальной школы – семилетки.

Утвержденным Постановлением Советом Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшим до 14 ноября 2002 года, было предусмотрено, что правом на пенсию за выслугу лет обладали работники, занимавшие должности преподавателя в школах всех типов и наименований.

Установив в результате исследования имеющихся в деле доказательств, в том числе справки Тальновской детской музыкальной школы от 18 октября 2011 года № 27, что в период с 1 сентября 1984 года по 1 сентября 1986 года Татчина Н.И. работала в должности преподавателя по классу фортепиано, одновременно исполняя обязанности концертмейстера, а в периоды с 1 апреля 1988 года по 31 августа 1988 года и с 1 сентября 1990 года по 14 января 1991 года она работала в должности преподавателя по классу фортепиано, суд верно указал в решении, что эти периоды подлежали включению в льготный стаж истицы.

Как следует из объяснений представителей ответчика в суде, как первой, так и второй инстанций, указанные периоды были учтены пенсионным органом в льготный стаж истицы добровольно после получения вышеуказанной справки работодателя.

Учитывая, что должность концертмейстера в школах не была предусмотрена Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что периоды работы Татчиной Н.И. в Тальновской детской музыкальной школе в качестве концертмейстера: с 1 сентября 1988 года по 31 августа 1989 года, с 1 сентября 1989 года по 31 августа 1990 года и с 25 ноября 1993 года по 19 сентября 1994 года, не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Верно проанализировав положения Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного Постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, а также Постановления Минтруда РФ от 11 ноября 1992 года № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации», суд правомерно отверг, как необоснованные, доводы истицы о том, что работник образовательного учреждения школьного типа, занимающий должность концертмейстера, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками, как и преподаватель, является педагогическим работником. Суд правильно указал в решении, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами должность «концертмейстер» является самостоятельной, поскольку предусматривает выполнение должностных обязанностей, отличных от должности «преподаватель», и предусматривает иные квалификационные требования.

Более того, Постановление Минтруда РФ от 11 ноября 1992 года № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации» не может быть распространено на спорные правоотношения, поскольку в период своего действия регулировало иные правовые вопросы.

Установив, что в периоды с 1 июня 1995 года по 19 августа 1995 года и с 25 августа 2000 года по 31 августа 2000 года Татчина Н.И. не работала по причине нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, суд обоснованно отказал в удовлетворении ее иска о включении в специальный стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии указанных периодов, поскольку иное противоречило бы нормам трудового и пенсионного законодательства.

Разрешая исковые требования Татчиной Н.И. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода ее работы в детской музыкальной школе № 1 г. Вилючинска с 1 января 2001 года по 19 сентября 2011 года суд также верно определил и установил юридически значимые для данного спора обстоятельства и правильно применил нормы материального права.

Правильно определив статус детской музыкальной школы № 1 г. Вилючинска, как образовательного учреждения дополнительного образования детей, суд правомерно указал в решении, что занимаемая Татчиной Н.И. в оспариваемый период времени должность преподавателя этой школы относилась к пункту 2 раздела «Наименование должностей» и пункту 15 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, действовавшего до 11 ноября 2002 года, и к пункту 2 раздела «Наименование должностей» пункта 2 раздела «Наименование учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Пунктом 3 Постановления Правительства от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в редакции от 1 февраля 2001 года № 79 было установлено, что работа в рассматриваемых должностях и учреждениях засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с 1 января 2001 года засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и (или) пунктами 1-14 раздела «Наименование учреждений» и пунктом 1 «Наименование должностей» Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, предусмотренных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления.

Аналогичное правовое регулирование порядка исчисления специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрено и п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Так, указанной правовой нормой установлено, что работа в рассматриваемых должностях и учреждениях за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Установив на основании исследованных в судебном заседании доказательств, что на 1 января 2001 года у Татчиной Н.И. отсутствовал необходимый стаж в указанных в Списках должностях и учреждениях в количестве 16 лет 8 месяцев, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода ее работы в детской музыкальной школе № 1 г. Вилючинска с 1 января 2001 года по 19 сентября 2011 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации».

Оснований не согласиться с положенными в основу такого решения выводами суда, у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют нормам материального права.

Доводы кассационной жалобы Татчиной Н.И. об ошибочности выводов суда в указанной части являются необоснованными, фактически они дублируют мотивы и основания обращения истицы в суд с данным иском, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы суда, изложенные в решении, по существу сводятся к иному, неверному толкованию норм материального права.

Вместе с тем, сделав верный анализ ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей на момент ухода 15 января 1991 года Татчиной Н.И. в отпуск по уходу за новорожденным ребенком, которой предусматривалось включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет, и придя к правильному выводу о том, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет подлежит включению в специальный стаж истицы в полном объеме, в том числе и после даты введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», которым такая возможность была исключена, то есть в период с 6 октября 1992 года по 24 ноября 1993 года, суд первой инстанции в то же время без законных оснований отказал истице в удовлетворении иска в части включения этого периода времени в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В этой связи в приведенной части обжалуемое решение подлежит отмене. Учитывая, что значимые обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело в этой части на новое рассмотрение, принять свое решение, которым это требование Татчиной Н.И. удовлетворить.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 13 декабря 2011 года в части отказа во включении Татчиной Н.И. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода работы в Тальновской детской музыкальной школе с 6 октября 1992 года по 24 ноября 1993 года, отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вилючинске Камчатского края включить в специальный стаж педагогической деятельности Татчиной Н.И. период работы в Тальновской детской музыкальной школе с 6 октября 1992 года по 24 ноября 1993 года.

В остальной части это же решение оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи