33-271/2012 -апелляционная жалоба истца - Турушева А.А. и его представителя о восстановлении на работе, взыскании денежнего содержания за время вынужденного прогула



Судья Васильева С.Н. Дело № 33-271/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Кудрявцева Н.Б.,

судей Керносенко Е.В., Кирилловой Н.А.,

при секретаре Февралевой Н.И.

с участием прокурора Филатовой О.И.,

15 марта 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по апелляционным жалобам истца - Турушева А.А. и его представителя Комлевой Е.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 декабря 2011 года, которым постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований Турушева Александра Анатольевича к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, Губернатору Камчатского края о восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула,

заслушав доклад судьи Кирилловой Н.А., объяснения истца Турушева А.А., его представителя Комлевой Е.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей ответчиков – Курасовой Т.Б., Прошиной Е.И., заключение прокурора Филатовой О.И., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Турушев А.А. обратился в суд с иском к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края и Губернатору Камчатского края (с учетом уточнения требований в судебном заседании) о восстановлении на работе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, обосновав свои требования тем, что 10 октября 2011 г. он был ознакомлен с распоряжением Губернатора Камчатского края от 07 октября 2011 г. об освобождении его с 10 октября 2011 г. от занимаемой должности государственной гражданской службы Камчатского края – руководителя Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае в связи с сокращением должностей гражданской службы и отказом государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы.

Считая своё увольнение незаконным, Турушев А.А. указывает, что Постановлением Губернатора Камчатского края от 22 марта 2011 г. № 55 «О структуре исполнительных органов государственной власти Камчатского края» утвержден новый государственный орган – Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, который образован в результате реорганизации в форме слияния Агентства лесного хозяйства Камчатского края и Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае. В апреле 2011 г. согласована структура и штатное расписание нового Агентства, при этом сокращения штатной численности не предусматривалось.

18 апреля 2011 г. все государственные гражданские служащие были предупреждены о прекращении государственно-служебных отношений, истец был предупрежден об этом 04 мая 2011 г., каких-либо предложений о замещении вакантных должностей в новом Агентстве с учетом его уровня квалификации, профессионального образования и стажа работы истцу сделано не было.

08 июля 2011 г. мероприятия по реорганизации были завершены, юридическое лицо – Агентство по охране и использованию животного мира в Камчатском крае прекратило свою деятельность, однако истец продолжал замещать должность руководителя указанного Агентства и только 09 августа 2011 г. был ознакомлен с предупреждением № 44-3352 о прекращении государственно-служебных отношений, этим же предупреждением ему была предложена должность государственной гражданской службы Камчатского края – главный специалист Тигильской районной инспекции (группы) отдела государственного охотничьего контроля и надзора Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края с дислокацией в с. Тигиль от которой истец отказался, поскольку знал, что в Агентстве имеются иные вакантные должности соответствующие уровню его квалификации, профессиональному образованию, стажу работы по специальности и не требующие переезда в другую местность.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Комлева Е.В. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчиков (по доверенностям) Курасова Т.Б., Прошина Е.И. в отзыве на исковое заявление и в судебном заседании заявленные требования не признали.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционных жалобах от 10 января 2012 г., 06 февраля 2012 г., 13 февраля 2012 г. истец Турушев А.А. и его представитель (по доверенности) Комлева Е.В., полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что суд не дал оценку всем доводам истца, законных оснований и объективной необходимости для его сокращения не имелось, суд неправильно применил положения ч.ч. 1, 2 ст. 31 и не применил ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не дал оценку тем фактам, что истцу не были предложены все имеющиеся вакантные должности, в том числе, и во вновь образованном государственном органе; при направлении предупреждения о прекращении государственно-служебных отношений от 09 августа 2011 года допущены грубые нарушения, трудовая книжка истца заполнена представителем органа, с которым он не состоял в государственно-служебных отношениях.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель Губернатора Камчатского края Курасова Т.Б., руководитель Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края Ермоленко Н.Л. с доводами жалоб не согласились, считая решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав объяснения участников судебного заседания, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Турушев А.А. с 01 октября 2011 г. замещал должность государственной гражданской службы Камчатского края высшей группы должностей категории «руководители» - руководителя Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае.

Постановлением Губернатора Камчатского края от 22 марта 2011 г. № 55 «О структуре исполнительных органов государственной власти Камчатского края» Агентство лесного хозяйства Камчатского края и Агентство по охране и использованию животного мира в Камчатском крае с 01 апреля 2011 г. реорганизовано в форме слияния в Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира.

04 мая 2011 г. Турушев А.А. был ознакомлен с предупреждением от 18 апреля 2011 года о предстоящем сокращении занимаемой им должности.

08 июля 2011 г. Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края зарегистрировано в качестве юридического лица, с указанной даты прекращена деятельность Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае путём реорганизации в форме слияния.

09 августа 2011 г. Турушев А.А. уведомлен о прекращении деятельности Агентства по охране и использованию животного мира и сокращении должности руководителя, одновременно ему для дальнейшего прохождения государственной гражданской службы предложена вакантная должность главного специалиста Тигильской районной инспекции отдела государственного охотничьего контроля и надзора Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, от замещения которой он отказался.

07 октября 2011 г. распоряжением Губернатора Камчатского края № 1025-Р Турушев А.А. уволен с гражданской службы в связи с сокращением штата на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих, в который, помимо обусловленных характером их деятельности прав и обязанностей и соответствующих ограничений включаются и определенные гарантии. Выбирая в качестве рода деятельности государственную гражданскую службу и заключая служебный контракт, гражданин добровольно соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.

Согласно ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

Представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 указанного Федерального закона.

Таким образом, на представителя нанимателя не возлагается безусловная обязанность предоставить увольняемому государственному гражданскому служащему иную должность государственной гражданской службы или направить его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, что подтверждается содержанием пункта 6 части 1 статьи 33 указанного вышезакона, который предусматривает возможность увольнения государственного гражданского служащего не только в связи с отказом от перевода или переподготовки (повышения квалификации), но и при непредоставлении ему в этом случае иной должности государственной гражданской службы.

По смыслу приведенных законоположений, представитель нанимателя, даже при наличии вакантных должностей или возможности направления государственного гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с последующим назначением на соответствующую должность государственной гражданской службы может принять решение о прекращении с ним служебного контракта. Тем самым допускается прекращение служебного контракта с государственным гражданским служащим в связи с проведением мероприятий по сокращению штата фактически по инициативе представителя нанимателя, который принимает окончательное решение об увольнении государственного гражданского служащего по своему усмотрению.

Исходя из изложенного, суд пришел к правильным выводам о том, что увольнение Турушева А.А. по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона в связи с сокращением замещаемой им должности из-за реорганизации исполнительного органа государственной власти Камчатского края произведено на законных основаниях. Порядок расторжения служебного контракта и увольнение по сокращению штатов по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ответчиком не нарушен: работодателем были соблюдены сроки и порядок увольнения.

Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

Доводы о неправильности записей в трудовой книжке основаниями для восстановления на работе являться не могут. В случае несогласия с указанными записями, истец не лишен права их оспорить.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционных жалоб. Судом первой инстанции не допущено существенных нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием отмены решения суда в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 3271, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Турушева А.А. и его представителя Комлевой Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи