33-97/2012 -кассационная жалоба Ли И.Д. о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания



Судья Горн В.Ф. Дело № 33-97/2012 г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Миронова А.А.,

судей Стальмахович О.Н., Нечунаевой М.В.,

при секретаре Выстровой Л.Ю.,

26 января 2012 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по кассационной жалобе Ли И.Д. на решение Олюторского районного суда Камчатского края от 13 декабря 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление Ли И.Д. к администрации Олюторского муниципального района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания жилого помещения – оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Нечунаевой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ли И.Д. обратилась в суд с иском к администрации Олюторского муниципального района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания жилого помещения. В обоснование иска указала, что является собственником жилого помещения, расположенного в селе Корф, по <адрес>, в котором проживала до октября 2008 года. Постановлением главы администрации Олюторского муниципального района от 15 ноября 2006 года № 139 «Об исключении жилых помещений из реестра жилищного фонда», дом, в котором расположена принадлежащая ей квартира, признан непригодным для проживания и исключен из реестра жилищного фонда. Полагала, что данное обстоятельство в силу статей 51, 57 ЖК РФ является основанием для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставления ей жилого помещения по договору социального найма. Однако администрация села Корф, действуя по доверенности от администрации Олюторского муниципального района, по договору аренды вселила её в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, также непригодное для постоянного проживания.

В судебном заседании истец Ли И.Д. участия не принимала.

Представитель ответчика - Сухова Т.П. с иском не согласилась, пояснила суду, что Ли И.Д. не состоит в администрации <адрес> в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилья. После землетрясения, произошедшего в Олюторском районе в 2006 году, истцу был выделен государственный жилищный сертификат, который реализован на территории г. Москвы. Пояснила, что <адрес>, села Корф, в которой проживает в настоящее время по договору аренды Ли И.Д., не является собственностью Олюторского муниципального района, и администрация района не уполномочивала сельское поселение Корф совершать действия, связанные с распоряжением данной квартирой. Между тем, администрация села Корф предоставила Ли И.Д. указанную квартиру для временного проживания, а договор аренды был заключен для оплаты истцом коммунальных услуг.

Администрация муниципального образования сельского поселения «село Корф» представителя в суд не направила.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Ли И.Д., не соглашаясь с постановленным решением по причине нарушения судом норм материального и процессуального права, и обосновывая жалобу теми же доводами, что и в суде первой инстанции, просит судебную коллегию решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что её представитель по доверенности Пак В.К. выезжал в командировку за пределы района и в нарушение ст.ст. 113, 118, 167 ГПК РФ не был извещен о времени и месте рассмотрения дела; при рассмотрении дела суд не принял во внимание тот факт, что жилой <адрес>, где расположена принадлежащая на праве собственности <адрес>, администрация Олюторского района признала непригодным для проживания, и отключила от систем жизнеобеспечения, тем самым лишив права пользования жилым помещением по назначению; отказывая в удовлетворении иска, суд не принял во внимание то обстоятельство, что факт реализации государственного жилищного сертификата не является доказательством наличия жилого помещения в собственности. Кроме того, указывает, что временно предоставленная для проживания (взамен непригодной) квартира, расположенная по адресу: <адрес>, также отключена от энергоснабжения и теплоснабжения, что подтверждает нуждаемость в улучшении жилищных условий и представлении жилого помещения по договору социального найма.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

В силу ст. 40 Конституции РФ гарантировано право каждого на жилище.

Частью 1 ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту личного имущества и на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера установлен постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750. В соответствии с п. 12 этого Порядка, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982 утвержден «Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» (в ред. постановлений Правительства РФ от 7 ноября 2008 года № 832, от 15 июня 2009 года № 485, от 14 октября 2010 года № 835), согласно которому сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований. Владелец сертификата подает в соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбранному месту жительства заявление о предоставлении ему жилого помещения, размер общей площади которого указан в сертификате. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения заявления и сертификата, выделяет владельцу сертификата жилое помещение из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда.

В случае невозможности предоставления жилого помещения в выбранном владельцем сертификата месте жительства он имеет право приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц жилые помещения, в том числе индивидуальный жилой дом, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям места жительства (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, общей площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 ЖК РФ. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что в случае лишения граждан жилья в результате чрезвычайной ситуации их право на защиту имущества и на возмещение ущерба реализуется, в том числе, путем предоставления государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения взамен непригодного для проживания.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ли И.Д. с 30 октября 2001 года является собственником <адрес>, села Корф, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Серии (л.д. 7).

21 апреля 2006 года вследствие произошедшего землетрясения на территории Корякского автономного округа объявлена чрезвычайная ситуация регионального значения (л.д. 39).

В соответствии с постановлением Главы администрации Олюторского муниципального района № 139 от 15 ноября 2006 года, жилой <адрес> в <адрес> признан межведомственной комиссией по оценке технического состояния муниципального жилищного фонда Олюторского муниципального района Корякского автономного округа непригодным для проживания в результате землетрясения, и исключен из жилищного фонда Олюторского района (л.д. 10-13).

Судом первой инстанции также установлено, что жилой <адрес> в <адрес>, значится в числе прочих в «Реестре жилых помещений, непригодных для проживания в результате землетрясения, произошедшего в 2006 году на территории Олюторского района Корякского автономного округа, жители которых нуждаются в получении государственных жилищных сертификатов и новых квартир в селах Тиличики и Хаилино», утвержденном постановлением губернатора Корякского автономного округа от 21 ноября 2006 года № 607 «Об утверждении документов на получение средств из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий землетрясения». Кроме того, вышеназванным постановлением губернатора Корякского автономного округа утвержден «Список семей граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате землетрясения, произошедшего в 2006 году на территории Олюторского района Корякского автономного округа», в котором Ли И.Д. и её сын Ли К.В. значатся под № 185 (л.д. 41).

Также судом установлено, что Ли И.Д. получила государственный жилищный сертификат серии «А», который был ею реализован в августе 2008 года на территории г. Москва (л.д. 50-53).

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований Ли И.Д., в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении её иска к администрации Олюторского муниципального района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания.

Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в мотивировочной части решения и правильно оцененных в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационной жалобы о том, что факт временного предоставления по договору аренды администрацией села Корф для проживания квартиры (взамен непригодной), отключенной от энергоснабжения и теплоснабжения, подтверждает нуждаемость Ли И.Д. в улучшении жилищных условий и служит основанием для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм жилищного законодательства.

Доводы кассационной жалобы о допущенных судом процессуальных нарушениях, выразившихся в ненадлежащем извещении представителя истца Пака В.К. и рассмотрении дела в его отсутствие также несостоятельны, поскольку, как видно из материалов дела, истец и её представитель в соответствии с положениями ст.ст. 113-118 ГПК РФ извещались судом о месте и времени судебного заседания по адресу, указанному в исковом заявлении. Ходатайство Ли И.Д. об отложении судебного заседания разрешено судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства и обоснованно, по мотивам, указанным в решении, оставлено без удовлетворения в силу положений ст. 167 ГПК РФ, поскольку истец не представила доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, по которым её представитель не имеет возможности явиться в суд.

Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке правильных выводов суда и о незаконности постановленного по делу решения не свидетельствуют.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Олюторского районного суда Камчатского края от 13 декабря 2011 года в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи