33-631/2012 -апелляционная жалоба Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности в обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью детей-сирот



Судья Науменко И.В. дело № 33 – 631/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего

Миронова А.А.,

судей

Четыриной М.В. и Кирилловой Н.А.,

при секретаре

Хозек И.С.

3 мая 2012 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 марта 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования Кичгичайвиной Зои Владимировны удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обеспечить Кичгичайвину Зою Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ уроженку с.Мильково, Мильковского района, Камчатской области по месту жительства в городе Петропавловске-Камчатском вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм.

Заслушав доклад судьи Четыриной М.В., объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Коновой А.И. поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, пояснения представителя Кичгичайвиной З.В. Чекирда Б.Н., считавшего решение суда правильным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кичгичайвина З.В. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края) о возложении обязанности по обеспечению в пределах города Петропавловска-Камчатского вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм.

В обоснование исковых требований ссылалась на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать умерла 11 января 1997 года. В период с 26 мая 1997 года по 31 августа 2005 года она обучалась и воспитывалась в Камчатской областной школе-интернате №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находилась на полном государственном обеспечении. С 1 сентября 2005 года по 26 июня 2009 года обучалась в профессиональном училище № 3 города Петропавловска-Камчатского, где также находилась на полном государственном обеспечении. Обратившись в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края с заявлением о предоставлении жилого помещения на основании п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21декабря 1996 года, получила отказ в связи с тем, что за ней закреплено жилое помещение, расположенное в селе Мильково, <адрес>. Однако, названное жилое помещение выведено из эксплуатации, другого жилого помещения у неё не имеется.

Кичгичайвина З.В. участия в судебном заседании не принимала. Её представитель Чекирда Б.Н. поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно пояснил, что истица проживает в городе Петропавловске-Камчатском, в связи с рождением ребенка вынужденно зарегистрировалась по месту пребывания у родственников в поселке Устьевое.

Представитель Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Конова А.И. в суде исковые требования не признала, считая их необоснованными.

Третье лицо Агентство по управлению государственным имуществом Камчатского края представителя для участия в судебном заседании не направило.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края просит решение суда отменить и отказать истице в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, которые привели к неправильному разрешению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В соответствии со ст. 7 Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года № 122 «О дополнительных гарантиях и дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются в порядке, определяемом постановлением Правительства Камчатского края, по месту жительства вне очереди жилыми помещениями общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Камчатском крае.

Согласно постановлению Правительства Камчатского края от 27 июля 2010 года №331-П «О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кичгичайвина З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 26 мая 1997 года по 26 июня 2009 года она находилась на полном государственном обеспечении: с 26 мая 1997 года по 31 августа 2005 года обучалась и воспитывалась в Камчатской областной школе - интернат №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; с 1 сентября 2005 года по 26 июня 2009 года обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище №3» в городеПетропавловске-Камчатском. Закрепленное за ней жилое помещение, расположенное в селе Мильково, <адрес>, признано ветхим в 2006 году и в феврале 2009 года выведено из эксплуатации.

Правильно определив юридически значимые обстоятельства и установив, что истица по существу не обеспечена жилым помещением, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что за Кичгичайвиной З.В. сохраняется право на получение жилого помещения в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право на реализацию мер социальной поддержки она не утратила, так как обратилась за защитой нарушенного права до достижения возраста 23 лет.

С учетом изложенного суд первой инстанции на основании оценки собранных по делу доказательств обосновано принял решение об удовлетворении заявленных Кичгичайвиной З.В. исковых требований к Министерству ЖКХ и энергетики Камчатского края о возложении обязанности по обеспечению её по месту жительства в городе Петропавловске-Камчатском вне очереди жилым помещением по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на объем прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных законом, для отмены состоявшегося судебного решения.

Довод апелляционной жалобы о невозможности предоставления Кичгичайвиной З.В. жилого помещения в городе Петропавловске-Камчатском не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Поскольку нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 19 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи