33-677/2012 -апелляционная жалоба Иволга о признании возникшим право на назначение льготной пенсии, обязании назначить ежемесячную надбавку к денежному содержанию , обязании произвести начисление и выплату ежемесячной надбавки



Судья Ефименко К.В. Дело № 33-677/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Стальмахович О.Н.,

судей Полозовой А.А. и Нечунаевой М.В.,

при секретаре Хозек И.С.

17 мая 2012 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Иволга Т.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 марта 2012 года, которым постановлено:

Иск Иволга Татьяны Алексеевны к Прокуратуре Камчатского края о признании возникшим право на назначение льготной пенсии с 16 февраля 2011 года, обязании назначить ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть назначена с 16 февраля 2011 года, обязании произвести начисление и выплату ежемесячной надбавки к денежному содержанию за период с 16 февраля 2011 года до 29 марта 2012 года оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Прокуратуры Камчатского края Новоселовой Е.В., полагавшей решение суда правильным, апелляционную жалобу – необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иволга Т.А. обратилась в суд с иском к Прокуратуре Камчатского края, с учетом уточненных исковых требований о признании за ней права на назначение с 16 февраля 2011 года льготной пенсии, предусмотренной для работников прокуратуры, понуждении ответчика назначить ей ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, которая могла быть ей назначена с 16 февраля 2011 года, и произвести начисление и выплату ей данной ежемесячной надбавки за период с 16 февраля 2011 года до 29 марта 2012 года в размере 128870 рублей.

В обоснование исковых требований указала, что в период с 29 октября 2002 года по 19 октября 2007 года проходила службу в таможенных органах. С 24 октября 2007 года принята на службу в прокуратуру Камчатского края на должность помощника Елизовского городского прокурора. Считая, что с 16 февраля 2011 года у нее возникло право на назначение пенсии, предусмотренной для работников прокуратуры, на льготных условиях, и ей положена к выплате ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 % пенсии, она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением. 20 декабря 2011 года ей было отказано в удовлетворении этого заявления по причине не включения в выслугу лет для назначения пенсии периода ее службы в Камчатской таможне в качестве стажера в должности инспектора отдела таможенных расследований в период с 29 октября 2002 года по 17 марта 2003 года, а также по той причине, что период ее службы в таможенном органе с 17 марта 2003 года по 19 октября 2007 года подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии без применения льготного коэффициента из расчета одного месяца службы за один месяц. Полагает такое решение ответчика незаконным, поскольку, по ее мнению, в силу действующего законодательства работа в таможенном органе в качестве стажера подлежит включению в выслугу лет прокурорским работникам, а также, что период службы в таможенных органах при назначении пенсии зачитывается в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два месяца.

В судебном заседании Иволга Т.А. поддержала исковые требования.

Представитель Прокуратуры Камчатского края Вишейко Н.О. исковые требования не признала.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

Не соглашаясь с решением по мотивам несоответствия изложенных в нем выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судом норм материального права, по доводам, изложенным ею в суде первой инстанции, Иволга Т.А. в апелляционной жалобе просит судебную коллегию его отменить и вынести новое решение об удовлетворении ее исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Камчатского края указывает на несостоятельность ее доводов и законность решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно подп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение судом норм материального права, которым в силу ч. 2 этой статьи ГПК РФ признается неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению, а также неправильное истолкование закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, в частности Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Прокурорам, имеющим право на пенсионное обеспечение, предусмотренное настоящим пунктом, выслугу не менее 20 лет и не получающим какую-либо пенсию, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Согласно п. «а» ст. 13 указанного Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 29 октября 2002 года по 19 октября 2007 года Иволга Т.А. проходила службу в таможенных органах Российской Федерации, при этом в период 29 октября 2002 года по 16 марта 2003 года она являлась стажером инспектора отдела таможенных расследований (л.д. 40-42, 17).

С 24 октября 2007 года приказом прокурора Камчатского края № 427-л от 23 октября 2007 года Иволга Т.А. принята на службу в органы прокуратуры Камчатского края и назначена на должность помощника Елизовского городского прокурора (л.д. 23).

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Иволга Т.А.

Отказывая во включении в выслугу лет истицы для назначения пенсии, предусмотренной для работников прокуратуры, периода ее работы в таможенных органах в качестве стажера, суд руководствовался п. 3 Положения «Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 942, указав, что данной нормой закреплен перечень лиц, имеющих право на пенсию в соответствии с указанным Положением и не содержит в себе должности стажера инспектора отдела таможенных расследований.

Вместе с тем, данной правовой нормой закреплен лишь перечень должностных лиц органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющих право на пенсию, и при разрешении спорного вопроса по данному делу применению не подлежала.

Разрешая вопрос о включении в стаж Иволга Т.А., дающий право для назначения ей пенсии, как сотруднику прокуратуры, периода ее службы в органах таможни с 17 марта 2003 года по 19 октября 2007 года по льготному исчислению – из расчета один месяц службы за два месяца, и отказывая истице в этой части, суд первой инстанции руководствовался ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Однако, как следует из содержания данной правовой нормы, в ней отражен лишь перечень лиц, на которых распространяется действие данного Закона РФ и к спорным правоотношениям в данном случае она применению не подлежит, так как не регулирует вопросы порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии сотрудникам прокуратуры.

Таким образом, принимая решение по данному делу, суд допустил нарушение норм материального права, поскольку применил закон, не подлежащий применению, и не применил закон, подлежащий применению, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, как незаконное и необоснованное.

Принимая новое решение по данному делу, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно п. 1.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942, в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов прокуратуры засчитываются периоды службы, в том числе в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

В силу п. п. 4-5 Положения о порядке заключения контрактов о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 1 декабря 2008 № 1504, для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. По результатам испытания аттестационная комиссия таможенного органа принимает решение о соответствии (несоответствии) стажера занимаемой должности и представляет начальнику таможенного органа предложение о заключении (незаключении) с ним контракта. На основании решения аттестационной комиссии начальник таможенного органа принимает решение о заключении (незаключении) контракта и представлении сотрудника к присвоению первого специального звания.

Таким образом, учитывая, что стажеру таможенных органов в силу указанных правовых норм не присваивается специальное звание, период службы в этом качестве в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов прокуратуры не засчитывается.

Поскольку в спорный период времени с 29 октября 2002 года по 16 марта 2003 года Иволга Т.А. проходила службу в таможенном органе в должности инспектора отдела таможенных расследований стажером, без присвоения специального звания, данный период службы не может быть зачислен в стаж для назначения ей пенсии, как сотруднику прокуратуры.

Особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры определены Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 942.

Кроме того, в силу ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ на прокуроров с учетом особенностей прохождения службы в органах прокуратуры распространено действие Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Согласно п. 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 942, а также подп. «в» п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, в котором закреплен исчерпывающий перечень оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях (один месяц службы за два месяца) периодов службы, и который не содержит в себе самостоятельного основания для зачета в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях периодов службы в органах таможни Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая изложенное, период службы Иволга Т.А. с 17 марта 2003 года по 19 октября 2007 года в органах таможни Камчатской области в качестве сотрудника, имеющего специальное звание, подлежит включению в ее стаж, дающий право для назначения пенсии как сотруднику прокуратуры, в календарном исчислении, но без применения какого-либо коэффициента для льготного исчисления.

Принимая во внимание, что расчет стажа истицы, дающего право для назначения ей пенсии, как сотруднику прокуратуры, произведен ответчиком верно, он соответствует вышеуказанным нормам права, а также абз. 5 подп. «в» и абз. 10 подп. «г» п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, согласно которому выслуга лет истицы для назначения пенсии на льготных условиях, как работнику прокуратуры РФ на 16 февраля 2011 года составляет менее 20 лет, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования о признании за истицей права на назначение льготной пенсии с 16 февраля 2011 года, понуждении ответчика назначить ей ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 % пенсии и произвести начисление и выплату данной ежемесячной надбавки за период с 16 февраля 2011 года до 29 марта 2012 года в размере 128870 рублей являются необоснованными, в связи с чем удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3271, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 марта 2012 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Иволга Татьяны Алексеевны к Прокуратуре Камчатского края о признании права на назначение льготной пенсии с 16 февраля 2011 года, понуждении назначить ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50 % пенсии и произвести начисление и выплату данной ежемесячной надбавки за период с 16 февраля 2011 года до 29 марта 2012 года в размере 128870 рублей отказать.

Председательствующий

Судьи