33-821/2012 -апелляционная жалоба УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным отказа в выплате пенсии с учетом районного коэффициента, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда



Судья Дворцова Т.А. Дело № 33-821/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Стальмахович О.Н.,

судей Трофимовой Е.А. и Слободчикова О.Ф.

при секретаре Афтаевой Р.С.

14 июня 2012 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе УМВД России по Камчатскому краю на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2012 года, которым постановлено:

Иск Кулагина Дмитрия Федоровича к УМВД РФ по Камчатскому краю о признании незаконным отказа в выплате пенсии с учетом районного коэффициента 1,6, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента 1,6 с 5 августа 2011 года, взыскании компенсации мо­рального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ УМВД РФ по Камчатскому краю в выплате пенсии Кулагину Дмитрию Федоровичу с учетом районного коэффициента 1,6.

Возложить на УМВД РФ по Камчатскому краю обязанность произвести перерасчет пенсии Кулагину Дмитрию Федоровичу с учетом районного коэф­фициента 1,6 с 5 августа 2011 года.

В удовлетворении иска Кулагина Дмитрия Федоровича о взыскании с УМВД Камчатского края компенсации морального вреда отказать.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя УМВД РФ по Камчатскому краю Саровой Р.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кулагин Д.Ф. предъявил в суде иск к УМВД России по Кам­чатскому краю, с учетом уточненных требований, о признании незаконным отказа в выплате пенсии с учетом районного коэффициента, понуждении произвести перерасчет и взыскании компенсации мо­рального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что про­ходил службу в органах внутренних дел и 4 августа 2011 года был уволен в связи с сокращением штата. С 5 августа 2011 года ответчиком ему назначена пенсия за вы­слугу лет без учета рай­онного коэффициента на том основании, что регистрацию по месту жительства он имеет в г. Казань, а в Петропавловске-Камчатском зарегистрирован лишь по месту пребывания. Полагая незаконным отказ в выплате пенсии с учетом районного коэффициента, сослался на то, что после выхода на пенсию он вместе с семьей фактически проживает в г. Петропавловске-Камчатском, а потому в силу ч. 1 ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (по тексту – Закон РФ № 4468-1) его пенсия подлежит исчислению и выплате с применением соответствующего коэффициента. В связи с чем просил суд признать незаконным отказ ответчика в выплате ему пенсии с учетом районного коэффициента 1,6, обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии с учетом данного районного коэффициента с 5 августа 2011 года. Кроме того, указав, что неправомерным отказом ответчика ему был причинен моральный вред, просил суд компенсировать этот вред в размере 40000 рублей.

В судебном заседании Кулагин Д.Ф. исковые требования поддержал.

Представитель УМВД России по Кам­чатскому краю Сарова P.O. исковые требования не признала. Пояснила, что выплата районного коэффициента к пенсии за выслугу лет производится только пенсионерам, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Поскольку истец имеет регистрацию в Камчатском крае лишь по месту пребывания, то есть по месту временного пребывания, выплата данного коэффициента ему не положена.

Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края своего представителя в судебное заседание не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Кам­чатскому краю, ссылаясь на те же доводы, что в суде первой инстанции, не соглашается с решением суда по причине не­со­ответствия изложенных в нем выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, просит судебную коллегию решение отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении иска Кулагина Д.Ф.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.

Согласно ч. 1 ст. 48 Закона РФ № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно Информационному письму Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 9 июня 2003 года № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19 мая 2003 года № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 9 июня 2003 года № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» Камчатском край относиться к территории, где применяется коэффициент в размере 1,6.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 55, ч. 2 ст. 58 Закон РФ от 12 февра­ля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, назначенных лицам, на ко­торых распространяется действие данного закона, и членам их семей, производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет разме­нов пенсий в сторону увеличения. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назна­чающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ог­раничения каким-либо сроком.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кулагин Д.Ф. проходил службу в органах внутренних дел и 4 августа 2011 года был уволен со службы по п. «е» ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ – по сокращению штата (л.д.8).

С 5 августа 2011 года ему назначена пенсия за выслугу лет в размере 5 374 рублей 24 копеек в месяц без учета районного коэффициента, установленного для Камчатского края, поскольку на территории края истец проживает временно (л.д. 9).

Установив, что после увольнения из органов внутренних дел и назначения ему пенсии по настоящее время истец совместно со своей семьей продолжает проживать в Камчатском крае, что так же не оспаривается ответчиком, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа ответчика в выплате ему пенсии без учета районного коэффициента, применяемого в Камчатском крае.

Принимая решение по делу, суд верно указал на то, что сам по себе факт регистрации истца с 27 декабря 2001 года по месту жительства в г. Казань по ул. Декабристов, д. 158, кв. 41 и наличие в г. Петропавловске-Камчатском временной регистрации по месту пребывания с 12 октября 2011 года по 10 октября 2016 года по адресу: ул. Академика Курчатова, д. 51, кв. 45 правового значения не имеет, поскольку регистрация сама по себе является административным актом, и в силу положений ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» носит уведомительный характер. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов, в том числе гарантированной свободы передвижения и выбора места жительства, прав на пенсионное обеспечение.

Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что регистрация истца в Камчатском крае по месту пребывания, то есть по месту временного проживания, не порождает у него права на выплату спорного коэффициента, по вышеизложенным основаниям является несостоятельным.

Учитывая, что нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела судом не допущено, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2012 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи