жалоба Врио руководителя Роспотребнадзора по Камчатскому краю Господарик Я.Н. в отношении председателя ТСЖ `Восток-1` Карпухиной А.Н. по ст.8.2 КоАП РФ.



Судья Лаевская Р.П. Дело № 21-49/2012 г. РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В., при секретаре Выстровой Л.Ю., рассмотрел 23 мая 2012 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу Врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю ФИО1. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2012 года, которым постановлено:

постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кам­чатскому краю от 19 января 2012 года о признании председателя правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2 виновной в совершении администра­тивного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кам­чатскому краю ФИО1. от 19 января 2012 года председатель правления Товарищества собственников жилья «Восток-1» (далее по тексту – ТСЖ «Восток-1») ФИО2. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Основанием привлечения председателя правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2 к административной ответственности послужило нарушение ею требований ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 1.2, 2.2.3, 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Са­нитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и по­мещениях».

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья Петропавловск-Камчатского городского суда постановил указанное решение.

В жалобе на решение судьи Врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Кам­чатскому краю ФИО1 ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов судьи, изложенных в решении, обстоятельствам дела об административном правонарушении, просит решение отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу абз. 2 ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» (далее по тексту – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения») индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта, утверждённой решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

В соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Са­нитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и по­мещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В силу п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 110856 от 21 декабря 2011 года, постановления по делу об административном правонарушении, 29 ноября 2011 года в 11 часов 00 минут в г. Петропавловске-Камчатском по ул. <адрес>, на специальной площадке для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора, располо­женной на придомовой территории многоквартирного жилого дома, председателем правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2 допущено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обраще­нии с отходами производства и потребления: - контейнеры для сбора и накопления бы­товых отходов и мусора установлены на расстоянии: 11,3 м до жилого <адрес> что на 8.7 м меньше нормы, 17,6 м до жилого <адрес>, что на 2,3 м меньше нормы, что является нарушением ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 1.2, 2.2.3, 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Са­нитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и по­мещениях».

Рассмотрев жалобу председателя правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2. на постановление по делу об административном правонарушении, судья пришёл к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил. В обоснование принятого решения судья указал, что субъектом правонарушения, ответственность за кото­рое установлена ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могут быть только лица, деятельность которых связана с обращением отходов, на осуществле­ние которой у них имеется выданная в установленном порядке лицензия, при этом, в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что ТСЖ «Восток-1» осуще­ствляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Также указал, что административным органом неправильно определена квалификация допущенного председателем правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2 административного правонарушения.

Данный вывод судьи нельзя признать верным по следующим основаниям.

Административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Сбор отходов – это приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Накопление отходов – это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (п. 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (п. 1.1).

В силу п.п. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

На основании изложенных норм прихожу к выводу о том, что положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» об установлении требований и обязанностей в сфере обращения с отходами производства и потребления распространяются как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Таким образом, управляющие организации и их должностные лица, также являются надлежащми субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при нарушении ими экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе в отношении сбора, накопления и вывоза твёрдых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома.

Правильно установив обстоятельства дела, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности председателя правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и верно назначило наказание в пределах санкции статьи.

Вместе с тем, из постановления подлежит исключению указание о нарушении председателем правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2. требований п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», поскольку указанные нарушения материалами дела об административном правонарушении не подтверждены.

Исключение из объёма нарушений п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» не влияет на квалификацию правонарушения, вменённого председателю правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2, а также на вид и размер назначенного наказания, в связи с чем не ухудшает её положение.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не допущено.

С учётом изложенного, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда подлежит отмене, а постановление должностного лица – оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

Решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 апреля 2012 года отменить.

Исключить из мотивировочной части постановления заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кам­чатскому краю ФИО1. от 19 января 2012 года указание на нарушение председателем правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2 п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В остальной части постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кам­чатскому краю ФИО1. от 19 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении председателя правления ТСЖ «Восток-1» ФИО2, оставить без изменения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов