жалоба адвоката Куждим А.Б в интересах юридического лица Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера ` ААСХ РЭВЛАН` по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.



Судья Лаевская Р.П. Дело № 7-38/2012 Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский 21 марта 2012 года

Судья Камчатского краевого суда Кириллова Надежда Алексеевна, при секретаре Изумрудовой И.Н., рассмотрев жалобу представителя Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «ААСХ РЭВЛАН» Кужим А.Б. на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 января 2012 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Петропавловск - Камчатского городского суда от 26 января 2012 года установлено, что юридическое лицо - Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «ААСХ РЭВЛАН» (далее – ТСО КМНС «ААСХ РЭВЛАН») 25 августа 2011 года с 14 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин., 26 августа 2011 года (около 11 час. 30 мин.), находясь в Камчато - Курильской промысловой подзоне (район <данные изъяты>), территориальном море РФ, на берегу Охотского моря, в районе косы <адрес>, в 10 километрах от устья р. <данные изъяты> Усть-Большерецкого района Камчатского края, в средних географических координатах <данные изъяты> СШ и <данные изъяты> ВД, самовольно изменив место добычи (вылова) водных биоресурсов, за пределами предоставленного рыбопромыслового участка, в нарушение условий выданного разрешения от 18 мая 2011 года, с использованием двух надувных весельных лодок «<данные изъяты>», надувной весельной лодки «<данные изъяты>», лодки «<данные изъяты>» под руль - мотором «<данные изъяты>» и четырех жилковых сетей, незаконно добыла (выловила) рыбу лососевых пород в количестве 1446 экземпляров кижуча - сырца, общим весом 4010 кг., 375 экземпляра кеты-сырца, общим весом 1145 кг., чем нарушила п.п. 92, 93 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна утв. Приказом Федерального агентства по рыболовству от 06 июля 2011 г. № 671, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ТСО КМНС «ААСХ РЭВЛАН» Кужим А.Б., обратился в Камчатский краевой суд с жалобой, в которой ставит вопрос об освобождении ТСО КМНС «ААСХ РЭВЛАН» от административной ответственности, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указывая, что суд неправильно применил ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», поскольку содержание данной нормы относится к рыболовству, которое представляет собой предпринимательскую деятельность, поскольку община не занимается предпринимательской деятельностью, а осуществляет рыболовство с целью поддержания традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, в связи с чем, получение какого-либо разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в данном случае не требуется. Суд незаконно лишил Общину собственности, поскольку не дал оценку доводам защиты о том, что должностным лицом, составившим протокол, неверно определена стоимость предмета административного правонарушения, в результате действий Общины никаких отрицательных последствий экологического характера не наступило, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для обвинения в причинении экологического ущерба, не соглашается с расчетом, подлежащим взысканию за ущерб, полагая необоснованным применение Примечания 3 к Постановлению Правительства РФ № 515 от 25.05.1994 г.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Кужим А.Б., при его надлежащем извещении, участия не принимал.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данная правовая норма корреспондирует с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и направлена на охрану водных биологических ресурсов.

Согласно Правилам рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011г. N671:

- пользователи, осуществляющие традиционное рыболовство на основании разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, должны иметь при себе надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, промысловый журнал, заполняемый в соответствии с формой, установленной Росрыболовством; технологический журнал (на судах, ведущих обработку добытых (выловленных) водных биоресурсов); текст Правил рыболовства и другие документы, которыми регулируется добыча (вылов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова), в иных случаях должны иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (п. 92);.

- пользователи, осуществляющие традиционное рыболовство на выделенном для этой цели рыбопромысловом участке, должны иметь договор о предоставлении этого рыбопромыслового участка (п. 93).

Согласно ст. 25 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 11 апреля 2008 г. № 315 утвержден Порядок осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому традиционное рыболовство осуществляется в соответствии с правилами рыболовства отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения традиционного рыболовства малочисленных народов и распределяются между пользователями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Традиционное рыболовство осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

Рыбопромысловые участки предоставляются в пользование малочисленным народам по договору о предоставлении рыбопромыслового участка, по которому орган государственной власти обязуется предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Территориально-соседской общине коренных малочисленных народов Севера «ААСХ РЭВЛАН» договором от 01 июля 2009 г. о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и разрешением (с учетом уточнений к нему) предоставлен рыбопромысловый участок в Камчатско-Курильской подзоне, Охотское море, базовые точки <данные изъяты> СШ и <данные изъяты> ВД и выделены квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

25 и 26 августа 2011 года ТСОКМНС «ААСХ РЭВЛАН» осуществляло добычу водных биологических ресурсов в координатах <данные изъяты> СШ <данные изъяты> ВД, то есть за пределами определенного рыбопромыслового участка, что не оспаривается представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности и подтверждается материалами дела.

Таким образом, судья обоснованно признал ТСОКМНС «ААСХ РЭВЛАН» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данный вывод в решении мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона. Определение круга доказательств, их анализ и оценка произведены судьей в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы представителя ТСО КМНС «ААСХ РЭВЛАН» о том, что традиционное рыболовство может осуществляться в любом месте, вне зависимости от определенного рыбопромыслового участка основаны на неверном применении норм материального права и не могут являться основанием к отмене решения судьи.

При проверке дела в полном объеме существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления судьи, не установлено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 26 января 2012 года и прекращении производства по делу, как о том ставится вопрос в жалобе - не имеется.

Санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере, кратном стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

Стоимость таких ресурсов должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов (в частности, с учетом данных, полученных от рыбодобывающих предприятий, торгово-промышленных палат). Судьёй правильно определен размер штрафа, стоимость биоресурсов подтверждается представленными в материалах дела сведениями.

Вопрос о наличии либо отсутствии ущерба, причиненного в результате действий ТСО КМНС «ААСХ РЭВЛАН», его размере, не влияет на вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку не является обязательным конструктивным признаком состава указанного правонарушения, в связи с чем, данный вопрос подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, а вывод судьи в обжалуемом постановлении в части определения размера причиненного ущерба преюдициальным не является.

Вместе с тем, суд полагает подлежащим исключению из установочной и мотивировочной частей постановления указание на нарушение ТСО КМНС «ААСХ РЭВЛАН» п. 92 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011г. N671, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 24 октября 2011г. нарушение указанного пункта Правил в вину юридическому лицу не вменялось, следовательно, судья не мог расширять объемы обвинения, указанного в протоколе об административном правонарушении, поскольку тем самым, ухудшил положение ТСО КМНС «ААСХ РЭВЛАН», что является недопустимым.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Исключить из установочной и мотивировочной частей постановления – указание на нарушение Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «ААСХ РЭВЛАН» п. 92 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011г. N671, в остальной части постановление судьи Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 26 января 2012 года оставить без изменения, а жалобу защитника Территориально-соседской общины коренных малочисленных народов Севера «ААСХ РЭВЛАН» Кужим А.Б. – без удовлетворения.

Судья Н.А. Кириллова