жалоба инспектора Роспироднадзора в отношении Администрации муниципального образования городского поселения `п.Оссора` по ст.8.2 КоАП РФ.



Судья Этенко Г.Ю. Дело № 7-27/2012 Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский 14 марта 2012 года

Судья Камчатского краевого суда Ерютин Кирилл Игоревич, при секретаре Кусковой Н.О., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Камчатскому краю ФИО1 на постановление судьи Карагинского районного суда от 13 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования городское поселение «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Карагинского районного суда от 13 февраля 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования городское поселение «<данные изъяты> (далее - Администрация) прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку неисполнение администрацией обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов не образует состав данного правонарушения.

Не соглашаясь с постановлением, старший государственный инспектор РФ по охране природы по Камчатскому краю (далее - должностное лицо) обратился в Камчатский краевой суд с жалобой, в которой постановление судьи просит отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судьи об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что обжалуемой судебное постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных (доказательств), которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена, в том числе, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и ином обращении с отходами производства и потребления.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Из содержания указанных положений нормативных правовых актов следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Исходя из этого, нахождение на территории муниципального образования несанкционированного размещения отходов производства и потребления свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории указанного муниципального образования, в связи с чем вывод судьи о том, что неисполнение администрацией обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов не образует состава вменяемого правонарушения, является преждевременным.

Согласно п. 5.1.14. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет, в том числе, полномочия по контролю и надзору за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757 «О проведении рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов» с целью исполнения поручений Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Трутнева Ю.П. (протоколы от 14.07.2011 N 01-15/50-пр, от 08.08.2011 N 01-15/54-пр, от 15.08.2011 N 01-15/56-пр) в дополнение к письмам от 06.05.2010 N КТ-01-04-31/2882, от 13.08.2010 N ВК-01-04-31/5656 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования разработала Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее- методические рекомендации)

Указанные Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации разработаны в целях повышения эффективности федерального государственного экологического контроля (государственного надзора в области обращения с отходами) и предназначены для исполнения в деятельности территориальных органов Росприроднадзора.

Согласно раздела 3 методических рекомендаций рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Рейдовое мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (начальника) территориального органа Росприроднадзора, в котором указываются населенный(ые) пункт(ы) и маршрут территории, подлежащей обследованию. В ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и/или видеосъемки. В ходе фиксации результатов рейдового мероприятия является целесообразным составление планов, схем обследуемой территории, с указанием мест выявленных нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО. По результатам рейдового мероприятия составляется акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований. В Акте в том числе отражается информация о применении фото- и/или видеосъемки, о составлении планов, схем, фототаблиц, которые являются приложением к Акту. Если обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО, являются основаниями для привлечения к административной ответственности, то принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю пр от 01.11.2011 года в период с 05.11.2011 года по 15.12.2011 года должностным лицам ФИО1. и ФИО2. поручено проведение рейдовых мероприятий, в ходе которых установлено несанкционированное размещение отходов в границах муниципального образования <данные изъяты>. По результатам рейдовых мероприятий должностными лицами составлен Акт, соответствующий требованиям, установленным методическими рекомендациями, в отношении администрации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

В ходе производства по делу об административном правонарушении, осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий должностными лицами в порядке, установленном ст.27.8 КоАП РФ не проводился, рейдовые мероприятия проведены в соответствии с ведомственными документами Росприроднадзора с соблюдением методических рекомендаций, составленный по результатам рейдовых мероприятий Акт соответствует требованиям, установленным ст. 26.7 КоАП РФ, в связи с чем вывод судьи о невозможности использования в качестве доказательства по делу Акта рейдовых оперативно-профилактических мероприятий в границах поселка Оссора от 8 ноября 2011 года в связи с невыполнением требований, установленных ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, является ошибочным.

Учитывая, что в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных ст.ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи Карагинского районного суда Камчатского края подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 13 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования городское поселение «<данные изъяты>» отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Жалобу старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Камчатскому краю ФИО1 – удовлетворить частично.

Судья К.И. Ерютин