г. Петропавловск-Камчатский 25 апреля 2012 года Судья Камчатского краевого суда Ерютин Кирилл Игоревич при секретаре Кусковой Н.О., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Камчатскому краю ФИО1 на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 2 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Мильковского муниципального района Камчатского края, УСТАНОВИЛ: Постановлением судьи Петропавловск-Камчатского суда от 2 апреля 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Мильковского муниципального района (далее - администрация) прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Рассмотрев дело по существу, судья Петропавловск-Камчатского городского суда пришел к выводу, что отсутствие разработанной программы (плана) производственного контроля на санкционированной свалке ТБО не образует состава вменяемого правонарушения, деятельность администрации не связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов, в результате ее деятельности не образуются отходы производства и потребления, кроме того, она не осуществляет специализированную деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Не соглашаясь с вынесенным постановлением, старший государственный инспектор РФ по охране природы по Камчатскому краю (далее - должностное лицо) обратился в Камчатский краевой суд с жалобой, в которой постановление судьи просил отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судьи городского суда об отсутствии в деяниях администрации состава административного правонарушения. Выслушав объяснения старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Камчатскому краю ФИО1., поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения представителя администрации ФИО2., полагавшей постановление судьи правильным, а жалобу должностного лица – не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам. В соответствии со ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных (доказательств), которые оцениваются по внутреннему убеждению судьи, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена, в том числе, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и ином обращении с отходами производства и потребления. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.14,15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления дифференцированы в зависимости от вида муниципального образования. Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. То есть, публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. В соответствии с п.п. 5.33, 5.38 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов; утилизацией отходов считается деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к хранению отходов отнесена деятельность по содержанию отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В соответствии с письмом Минприроды РФ от 11.07.1995 года № 01-11/29-2002 «О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации» (далее - временные методические рекомендации) хранением отходов является их изоляция с учетом временной нейтрализации отходов, направленная на снижение опасности для окружающей среды. При этом, хранение (размещение) отходов осуществляется на соответствующих объектах, к которым относятся полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами, в том числе, санкционированные свалки, т.е. разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, не обустроенные в соответствии с СНиП, но подлежащие обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП (временные методические рекомендации). Учитывая изложенное, полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами производства и потребления по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов заключаются, в том числе, в установлении объектов по размещению (хранению) отходов с целью их последующей переработки и утилизации. Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов установлены санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г., в соответствии с п.п. 2.3, 4.4, 5.1, 5.4, 5.7, 6.5, 8.5 которых организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно-гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, разрабатываются организацией, эксплуатирующей полигон, которая также обеспечивает контроль за составом поступающих отходов, ведет круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляет контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивает технологический цикл по изоляции отходов. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Как следует из материалов дела, в ходе проведения освидетельствования мест размещения отходов в границах Мильковского муниципального района 9 августа 2011 года в 15 часов 30 минут в районе 7 километра автодороги Мильково - с. Атласово на земельном участке с кадастровым номером № установлено, что по основной поверхности свалки имеются очаги горения отходов, площадь горения охватывала всю территорию свалки, доступ на свалку не органичен, складирование отходов не упорядочено и осуществляется без сортировки, отходы складируются на почву без уплотнения слоев, без промежуточной и окончательной изоляции, площадка размещения отходов не огорожена, при неблагоприятных погодных условиях отходы разносятся ветром по прилегающей территории. На момент проверки срок действия заключенного с ООО «Кристалл» договора аренды земельного участка, предназначенного для размещения отходов, истек 4 февраля 2011 года, новый не заключен, равно как и договор о размещении отходов, то есть после истечения срока действия договора с ООО «Кристалл» санкционированная свалка не была передана администрацией другой эксплуатирующей организации, программа производственного контроля администрацией не разработана, что свидетельствует ненадлежащем выполнении администрацией полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем выводы судьи об отсутствии в деяниях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является преждевременным. Указание в государственном реестре объектов размещения отходов на то, что организацией, эксплуатирующей свалку твердых коммунальных отходов в с. Мильково, является ООО «Кристалл», также не свидетельствует об отсутствии в деяниях администрации состава вменяемого ей административного правонарушения, поскольку на момент проверки соответствующий договор с ООО «Кристалл» заключен не был. Кроме того, данные из государственного реестра не содержат информации о том, что сведения представлены по состоянию на дату совершения правонарушения – 9 августа 2011 года. Заключение администрацией договора с ООО «Кристалл» по предоставлению услуг по сбору и вывозу твердо-бытовых отходов от 11 января 2010 года № не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку невыполнение либо ненадлежащее выполнение администрацией переданных ей местным поселением полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора ей не вменяется. Поскольку в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных ст.ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 2 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Мильковского муниципального района отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение. Жалобу старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Камчатскому краю ФИО1. удовлетворить частично. Судья К.И. Ерютин