О предоставлении жилого помещения лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей



Судья Бакшеева Т.А.

Судья-докладчик Зубкова Е.Ю. По делу № 33-5563/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 июня 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Поповой А.А. и Зубковой Е.Ю.,

при секретаре Халтаевой Г.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэра Муниципального образования «.... Зарукина Г.Г. на решение Жигаловского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора .... в интересах Панова А.И. к администрации муниципального образования «.... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

У С Т А Н О В И Л А:

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в прокуратуру .... поступило заявление Панова А.И., <дата обезличена> года рождения, который является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе органов местного самоуправления предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что мать заявителя - Панова О.Л. лишена родительских прав по решению Жигаловского районного суда от <дата обезличена>, отец - Панов И.А. лишен родительских прав по решению Жигаловского районного суда от <дата обезличена>. <дата обезличена> Панов А.И. поставлен на учет в администрации муниципального образования «Тутурское сельское поселение» в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. Панов А.И. обращался в администрацию ...., администрацию .... с просьбой предоставить ему жилое помещение по договору социального найма. Однако до настоящего времени Панов А.И. жилым помещением не обеспечен, проживает в доме своей бабушки Н. по адресу: .... в доме, являющемся аварийным.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, что не распространяются на заявления прокурора, основанием которых является обращение гражданина об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Прокурор просил суд обязать администрацию .... предоставить Панову А.И. по договору социального найма жилое помещение общей площадью <данные изъяты> квадратных метра в соответствии с санитарными и техническими правилами и нормами, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Определением Жигаловского районного суда от 24 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований привлечено Правительство Иркутской области.

В судебном заседании помощник прокурора .... Винокурова М.Н. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «....» Беляков Е.О. исковые требования прокурора не признал.

Решением Жигаловского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2011 года требования прокурора удовлетворены.

Суд возложил на Администрацию муниципального образования «....» обязанность предоставить Панову А.И. во внеочередном порядке в границах ...., по договору социального найма жилое помещение общей площадью <данные изъяты> квадратных метра в соответствии с санитарными и техническими правилами и нормами, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В кассационной жалобе мэр .... Зарукин Г.Г. просит решение суда отменить, полагая, что судом нарушены нормы материального права.

Указывает, что первоочередное право на получение жилых помещений по отношению к другим категориям лиц имеют дети-сироты. Вместе с тем, принцип равенства участников жилищных отношений продолжает действовать внутри категории дети-сироты. Данный принцип закреплен ст. 17 Конституции РФ, которая определяет, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Механизм реализации принципа равенства определен в части 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и применим к правоотношениям в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Таким образом, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких детей-сирот на учет.

Выводы суда противоречат ст. ст. 17, 19 Конституции РФ. Следуя логике суда, право Панова А.И. имеет преимущественное положение перед правами всех других граждан, также детей-сирот, т.е. Панов А.И. реализовал свое право на жилое помещение за счет ущемления прав других детей-сирот. В реестре граждан из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, находятся дети-сироты, вставшие на учет в .... году и не имеющие жилого помещения, достигшие 18 лет, отвечающие установленным законом требованиям и, соответственно, имеющие право на получение жилья ранее Панова А.И.

Не согласен с выводом суда о том, что Панов А.И. обращался в администрацию .... и администрацию ..... Суд не принял во внимание, что указанные структуры самостоятельные юридические лица, имеющие права и обязанности, осуществляющие полномочия в пределах их компетенции и не дал оценку тому, что к компетенции указанных лиц предоставление жилых помещений детям-сиротам не отнесено, соответственно, они не вправе принимать такие решения.

Статьей 6 Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-03 финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Суд обязал администрацию МО «....» предоставить Панову А.И. жилое помещению площадью точно в <данные изъяты> кв. м. Однако резолютивная часть решения суда не содержит возможности отступления от данной площади в сторону увеличения либо уменьшения, в связи с чем решение суда невозможно будет исполнить.

В письменных возражениях на кассационную жалобу помощник прокурора .... Винокурова М.Н. и представитель Правительства Иркутской области Караваева Е.А. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Зубковой Е.Ю., объяснения представителя администрации МО «.... Белякова Е.О., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя истца – прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Вафиной Г.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив решение суда в пределах ее доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Разрешая возникший спор, суд установил, что Панов А.И. является лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем Панов А.И. имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных норм.

Из распоряжения администрации муниципального образования Тутурское сельское поселение <номер обезличен>-оп от <дата обезличена> суд установил, что распоряжение <номер обезличен>-оп администрации от <дата обезличена>, которым за Пановым закреплено жилое помещение по адресу: ...., утратило силу, поскольку данное жилое помещение признано непригодным для проживания.

<дата обезличена> года администрацией .... Панов А.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье, последний числится в реестре лиц, нуждающихся в жилым помещениях по МО «....» под номером 65.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Панов А.И. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, в установленном законом порядке поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на внеочередное получение от органа местного самоуправления жилого помещения по установленным социальным нормам по договору социального найма согласно единому списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на материалах дела, требованиях ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 5, 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. ст. 6, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21. 12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. ст. 2, 3, 4, 10, 12 Закона Иркутской области от 22.06.2010 № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» и оснований для признания их неправильными не имеется.

Анализ в совокупности положений ст. ст. 52, 57 ЖК РФ, ст. ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» позволяет признать правильным вывод суда о том, что действующим законодательством решение вопросов учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений, предоставления жилых помещений, в том числе и детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина.

Доводы кассационной жалобы о том, что на администрацию МО «....» не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья данной категории лиц, а также доводы о нарушении прав других детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции эти доводы проверялись и правомерно отвергнуты. Так, предоставление жилого помещения, не может зависеть от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, финансирования органа местного управления, реализующего отдельные государственные полномочия, в частности по предоставлению иным детям-сиротам жилых помещений, не был предметом заявленных исковых требований, рассмотренных судом в рамках данного гражданского дела.

Граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, поэтому отсутствие финансирования муниципального образования «....» для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в частности по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, не может являться основанием для отказа в иске конкретному гражданину. В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищный кодекс РФ не связывают их применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

Прокурором исковые требования были заявлены к администрации МО «....», как органу местного самоуправления, который ведет учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, по месту жительства и предоставляет жилые помещения по договору социального найма, в том числе и детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Суд правильно разрешил заявленные требования и посчитал администрацию МО «....» надлежащим ответчиком по делу, возложив на нее обязанность по предоставлению Панову А.И. жилого помещения, что не противоречит положениям ст. 5 и 8 ФЗ № 159-ФЗ. Иного порядка, предусматривающего предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта РФ, не имеется, соответствующий нормативный акт субъектом Российской Федерации – .... не принят.

Доводы кассационной жалобы, о том, что в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П обеспечение указанной категории граждан является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими полномочиями, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу Жилищного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам. При этом органы местного самоуправления, в случае отсутствия финансирования, не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим иском о взыскании денежных средств для приобретения жилья указанной категории граждан.

Довод кассационной жалобы о том, что судебным решением нарушаются права других детей-сирот, не влияет на выводы кассационной инстанции, поскольку основаны на ином толковании норм материального права, направлены на изменение законного и обоснованного решения.

Кассационная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность решения, а потому не может быть принята во внимание в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.

Таким образом, решение суда, проверенное по доводам кассационной жалобы, является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Жигаловского районного суда Иркутской области от 14 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу мэра МО «....» - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Орлова

Судьи А.А. Попова

Е.Ю. Зубкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200