Судья Высочин О.Ю. Судья-докладчик Амосов С.С. По делу № 33-5525/11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 июня 2011 года г. Иркутск Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе: председательствующего Быковой А.В., судей Давыдовой О.Ф. и Амосова С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление Усть-Илимского межрайонного прокурора на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 14 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к "Муниципальному учреждению "Городская поликлиника "номер обезличен"", администрации города Усть-Илимска об обеспечении доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, УСТАНОВИЛА: В обоснование предъявленных в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц исковых требований Усть-Илимский межрайонный прокурор указал следующее. По результатам проверки соблюдения требований законодательства в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры города установлено, что доступ инвалидов в здание городской поликлиники "номер обезличен" по адресу: "адрес обезличен" затруднен. На входе в здание отсутствует навес и водоотвод, имеющийся пандус не соответствует требованиям СНиП. Требования закона об обеспечении доступа инвалидов в поликлинику "Муниципальным учреждением "Городская поликлиника "номер обезличен"" не соблюдаются. Решение этого вопроса требует дополнительных финансовых затрат, в связи с чем, данная обязанность должна быть возложена и на администрацию города Усть-Илимска. Прокурор просил суд возложить на "Муниципальное учреждение "Городская поликлиника "номер обезличен"", администрацию города Усть-Илимска обязанность по обеспечению доступа инвалидов в учреждение здравоохранения путем приведения пандуса в соответствие с требованиями СНиП и установки навеса при входе в учреждение. Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 14 апреля 2011 года исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к "Муниципальному учреждению "Городская поликлиника "номер обезличен"" удовлетворены. На "Муниципальное учреждение "Городская поликлиника "номер обезличен"" возложена обязанность по обеспечению доступа инвалидов в учреждение здравоохранения оборудованием входа в здание городской поликлиники "номер обезличен" пандусом и установкой навеса в соответствии с требованиями СНиП. В удовлетворении исковых требований Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Усть-Илимска отказано. В кассационном представлении Усть-Илимский межрайонный прокурор просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считая, что судом допущены нарушения норм материального права. Указывает, что вывод суда о необоснованности исковых требований, предъявленных к администрации города Усть-Илимска, является неправильным. В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статьи 50 "Устава муниципального образования город Усть-Илимск", администрация города Усть-Илимска, как орган местного самоуправления и собственник имущества, обязана создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Относительно кассационного представления возражений не поступило. Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Амосова С.С., объяснения прокурора Малиновской А.Л., поддержавшей доводы кассационного представления, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Частью первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности относит обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, здание городской поликлиники "номер обезличен" по адресу: "адрес обезличен", не имеет навеса при входе, имеющийся пандус не соответствует предъявляемым требованиям, предусмотренным строительными нормами и правилами 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 года N 73. Здание является муниципальной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за "Муниципальным учреждением "Городская поликлиника "номер обезличен"". Удовлетворяя исковые требования прокурора, предъявленные к "Муниципальному учреждению "Городская поликлиника "номер обезличен"", суд обоснованно исходил из того, что бездействием ответчика нарушены права инвалидов на беспрепятственный доступ в данное учреждение здравоохранения, гарантированные законом. Выводы суда в этой части являются правильными. Вместе с тем, отказывая прокурору в иске к администрации города Усть-Илимска о возложении обязанности по обеспечению доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, суд указал, что эти требования ничем не обоснованы, поскольку "Муниципальное учреждение "Городская поликлиника "номер обезличен"" является юридическим лицом, самостоятельно отвечающим по своим обязательствам, в том числе, связанным с обеспечением соответствующих целей деятельности. Судебная коллегия не может согласиться с этими выводами суда, поскольку они не основаны на законе. Муниципальное образование город Усть-Илимск наделено статусом городского округа Законом Иркутской области от 02.12.2004 N 65-оз "О статусе и границах муниципального образования город Усть-Илимск Иркутской области". В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" здание городской поликлиники, являющееся муниципальной собственностью, отнесено к объектам социальной инфраструктуры, условия для беспрепятственного доступа инвалидов в которое возлагается, в том числе, на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 37 "Устава муниципального образования город Усть-Илимск" принятого Решением ГД г. Усть-Илимска от 20.04.2005 N 15/60 (ред. от 26.11.2010) предусматривается, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. Из этого следует, что администрация города Усть-Илимска, как орган местного самоуправления, создает условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В части 6 статьи 50 "Устава муниципального образования город Усть-Илимск" закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Данное положение Устава муниципального образования соответствует абзацу третьему части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, названными Федеральными законами и Уставом муниципального образования предусматривается прямая обязанность органов местного самоуправления обеспечить объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности, средствами доступа для инвалидов. Следовательно, вывод суда первой инстанции об отказе в иске прокурора к администрации города Усть-Илимска является необоснованным. Суд неправильно истолковал статью 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не применил закон, подлежащий применению – пункт 3 части 1 статьи 16, абзац третий части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Усть-Илимска подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ. Так как все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 ГПК РФ, принимает новое решение об удовлетворении исковых требований Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Усть-Илимска и о возложении на администрацию города Усть-Илимска обязанности по обеспечению доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, путем оборудования входа в здание городской поликлиники "номер обезличен" по адресу: "адрес обезличен" пандусом и установкой навеса в соответствии с требованиями СНиП. В остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 14 апреля 2011 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Усть-Илимска отменить и принять новое решение. Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Усть-Илимска удовлетворить. Возложить на администрацию города Усть-Илимска обязанность по обеспечению доступа инвалидов в учреждение здравоохранения, путем оборудования входа в здание городской поликлиники "номер обезличен" по адресу: "адрес обезличен" пандусом и установкой навеса в соответствии с требованиями СНиП. В остальной части решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 14 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения. Председательствующий: А.В. Быкова Судьи: О.Ф. Давыдова С.С. Амосов