О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.



Судья Шишпор Н.Н.

Судья – докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-5614/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2011 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Петуховой В.Г.,

судей Апхановой С.С. и Скубиевой И.В.,

при секретаре Никифоровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 февраля 2011 года по гражданскому делу по иску Советковой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований Соверткова Т.Н. указала, что Дата обезличена обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании от Дата обезличена истице отказано в назначении пенсии, в стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды работы истицы в должности врача-стоматолога в санатории-профилактории "Р." ОАО "А.": с Дата обезличена по Дата обезличена ; с Дата обезличена по Дата обезличена ; с Дата обезличена по Дата обезличена ; с Дата обезличена по Дата обезличена ; с Дата обезличена по Дата обезличена – всего <данные изъяты>. Отказ мотивирован тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списками 1999, 2002 годов.

Истица с данным решением не согласилась, просила признать незаконным в части невключения спорных периодов работы в стаж, включить их в стаж, дающий право на пенсию, обязать ответчика назначить ей пенсию со дня обращения.

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 21 февраля 2011 года исковые требования удовлетворены: решение ответчика от Дата обезличена Номер обезличен в части отказа включить Совертковой Т.Н. в стаж медицинской работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена в должности врача-стоматолога в санатории-профилактории "Р.", признано незаконным; на УПФ РФ в АМО возложена обязанность включить Совертковой Т.Н. спорные периоды работы в должности врача-стоматолога в санатории-профилактории "Р." в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а также назначить Совертковой Т.Н. трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с Дата обезличена .

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании просит решение суда отменить, указав в кассационной жалобе в качестве оснований к отмене решения суда, что по состоянию на Дата обезличена пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее по тексту Списки и Правила № 1066).

В соответствии с пунктом 3 Списков и Правил № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы с 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (далее по тексту Списки № 464).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее по тексту Списки № 781).

Действовавший до 01.11.1999 Список № 464 не конкретизировал перечень наименований учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, руководствовались Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3 ноября 1999 года № 395 (далее по тексту Номенклатура № 395), предусматривающей санатории-профилактории.

Вступившим в действие с 01 ноября 1999 года Списком № 1066 санаторно-курортное учреждение «санатории-профилактории» не предусмотрены, также как и Списком № 781, действовавшим с 29 октября 2002 года.

В Единых номенклатурах государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных приказом Минздрава Российской Федерации от 3 июня 2003 года № 29, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года № 627, определены различные типы санаторно-курортных учреждений, в том числе санатории, санатории-профилактории.

Следовательно, суд неправомерно установил тождество между двумя самостоятельными типами санаторно-курортных учреждений: «санаторием» и «санаторием-профилакторием».

Далее указано, что согласно Положению от Дата обезличена , от Дата обезличена , от Дата обезличена санаторий-профилакторий "Р." ОАО "А." является санаторно-курортным учреждением многопрофильного вида, то есть не может быть отнесено к учреждениям определенного профиля, основными его задачами является стационарное лечение лиц, страдающих соматическими заболеваниями, реабилитационно-восстановительное лечение лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Считает, что при указанных обстоятельствах вывод суда о включении в специальный стаж, предусмотренный п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», спорных периодов, является неправомерным.

Заслушав доклад судьи Скубиевой И.В., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области по доверенности Савченко В.С., поддержавшей доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением ответчика от Дата обезличена Номер обезличен Совертковой Т.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Основанием к отказу явилось то, что в стаж медицинской работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не включены периоды работы истца с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена , с Дата обезличена по Дата обезличена в должности врача-стоматолога в санатории-профилактории "Р.", так как наименование учреждения не предусмотрено Списками 1999, 2002 годов.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Разрешая требования Совертковой Т.Н. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы истца в санатории-профилактории "Р.", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наименование учреждения «санаторий» включен в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 и в Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, а наименование учреждения «санаторий-профилакторий» по своей сути тождественно наименованию «санаторий».

Данный вывод суда является правильным, поскольку согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

Работа истицы, осуществляемая до 1 ноября 1999 года, подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 названного Закона после 1 ноября 1999 года, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 и предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал в учреждении «санаторий (курорты) (в том числе детские): для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические».

Таким образом, работа в должности врача-стоматолога в санатории- профилактории "Р.", в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из Положений санатория-профилактория "Р." ОАО "А.", утвержденных Дата обезличена , Дата обезличена и Дата обезличена , следует, что санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим, санаторно-курортным учреждением, обеспечивающим квалифицированную лечебно-профилактическую помощь, осуществляет лечебно-профилактическую деятельность в соответствии с полученной лицензией и сертификатами.

При таких обстоятельствах факт несоответствия наименования учреждения, в котором работала истец, принятым в установленном порядке наименованиям, не может служить основанием для отказа ему в назначении досрочной трудовой пенсии.

Поскольку на день обращения истца к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии суммарная продолжительность ее деятельности по охране здоровья населения с учетом засчитанного судом, составила более 30 лет, суд первой инстанции правильно возложил на ответчика обязанность назначить Совертковой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, то есть с Дата обезличена .

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст.56, 67 ГПК Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Все доводы представителя ответчика, в том числе и приведенные в кассационной жалобе, проверены судом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении. Иных доводов к отмене решения кассационная жалоба не содержит.

Разрешая спор, суд установил все обстоятельства, имеющие значение для дела; правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения; оценил собранные доказательства в полном соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации.

Таким образом, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 февраля 2011 года, проверенное в силу ч.1 ст.347 ГПК Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, является законным и обоснованным, отмене не подлежит, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 21 февраля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий В.Г. Петухова

Судьи С.С. Апханова

И.В. Скубиева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200