О взыскании денежных средств



Судья Занданова С.Г.

Судья-докладчик Амосов С.С.

По делу № 33-5922/11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июня 2011 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Быковой А.В.,

судей Давыдовой О.Ф. и Амосова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Деевой М.Г. на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 29 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска к Деевой М.Г. о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование своих исковых требований областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Усть-Илимска (сокращенное наименование: ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска) указало, что в целях реализации "Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год", утв. постановлением правительства Иркутской области от 19 февраля 2009 года №39-пп, между ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска и Деевой М.Г. заключен договор от "дата обезличена" "номер обезличен" на предоставление субсидии для содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

По условиям договора гражданин, ранее являвшийся безработным, организует предпринимательскую деятельность (открывает собственное дело), а ОГКУ ЦЗН г. Усть-Илимска содействует ему в организации предпринимательской деятельности путем перечисления субсидии в размере "данные изъяты" руб. на условиях данного договора.

Со стороны ОГКУ ЦЗН г. Усть-Илимска договорные обязательства исполнены в полном объеме, на расчетный счет Деевой М.Г. перечислены денежные средства в размере "данные изъяты" руб.

Ответчица не выполнила свои обязательства, предусмотренные пунктом 2.1.4 договора, прекратив предпринимательскую деятельность до истечения одного года со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 40 "Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год", утв. постановлением правительства Иркутской области от 27.03.2009 N 88-пп и пунктом 3.3 договора субсидия подлежит возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения, однако данное требование Деевой М.Г. не выполнено.

ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска просило взыскать с Деевой М.Г. денежные средства в сумме "данные изъяты" руб. и государственную пошлину в размере "данные изъяты" руб.

Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 29 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены частично. С Деевой М.Г. в пользу ОГКУ ЦЗН г. Усть-Илимска взысканы денежные средства в сумме "данные изъяты" руб., а также судебные расходы в размере "данные изъяты" руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Деева М.Г. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку не учел, что предпринимательская деятельность прекращена по уважительной причине. При этом условия договора о целевом использовании субсидии ею выполнены.

Относительно жалобы возражений не поступило.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Амосова С.С., оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия по результатам рассмотрения кассационной жалобы приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации "Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год", утв. постановлением правительства Иркутской области от 19.02.2009 N 39-пп, между ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска и Полетаевой (Деевой) М.Г. "дата обезличена" был заключен договор "номер обезличен".

Согласно договору, ОГКУ ЦЗН города Усть-Илимска предоставило Полетаевой (Деевой) М.Г., ранее являющейся безработной, денежные средства в размере "данные изъяты" руб. в качестве субсидии на организацию предпринимательской деятельности.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу истца суммы предоставленной субсидии, поскольку ответчица не выполнила предусмотренное пунктом 2.1.4 договора условие об осуществлении предпринимательской деятельности не менее одного года со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

При этом суд применил по аналогии правила, предусмотренные статьями 249 и 250 Трудового кодекса Российской Федерации, снизив размер убытков пропорционально периоду, в течение которого ответчица не осуществляла предпринимательскую деятельность.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на законе и противоречат материалам дела.

Пунктом 2 статьи 7 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

Для реализации указанных мероприятий Правительство Российской Федерации вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 утверждены "Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Постановлением правительства Иркутской области от 19.02.2009 N 39-пп утверждена "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год".

В развитие названных нормативных правовых актов постановлением правительства Иркутской области от 27.03.2009 N 88-пп утвержден "Порядок реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год". Пунктами 31-40 Порядка устанавливаются условия предоставления субсидий безработным гражданам для развития малого предпринимательства и самозанятости.

Пунктом 40 Порядка предусматривается, что в случае неиспользования (неполного использования) субсидий, а также в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в тридцатидневный срок с момента выявления нарушения.

Аналогичное правило предусмотрено пунктом 3.3 договора "номер обезличен" на предоставление субсидии для содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, заключенного "дата обезличена" между истцом и ответчицей.

Согласно пункту 34 Порядка предоставление субсидии осуществляется при условии представления получателем субсидии в течение 14 календарных дней после государственной регистрации юридического лица, государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя следующих документов:

1) заявления о предоставлении субсидии;

2) технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) (далее - бизнес-план);

3) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 2.2.1 договора субсидия перечисляется на расчетный счет гражданина, открытый в кредитной организации, при выполнении им обязательств, указанных в пунктах 2.1.1 и 2.1.2 договора, которые воспроизводят предусмотренные названным нормативным правовым актом условия ее предоставлении.

Из содержания пункта 2.1.4 договора не следует, что предусмотренное этим пунктом обязательство гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей включено именно в перечень условий, установленных для предоставления субсидии.

Не предусмотрено такое условие при предоставлении субсидий и "Порядком реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год", иными актами законодательства.

Названным Порядком, который регулирует данные правоотношения, не предусматривается в качестве основания для возвращения субсидии в областной бюджет осуществление получателем субсидии предпринимательской деятельности менее одного года со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Отсутствует такое условие и в договоре.

При этом материалами дела подтверждается, что Деева М.Г. выполнила условия для предоставления субсидии, представив заявление, бизнес-план, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, использовала субсидию на открытие собственного дела, в соответствии с бизнес-планом, что подтверждено актом о выполнении условий договора, подписанным сторонами.

Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что предусмотренных законом оснований для возвращения в областной бюджет суммы полученной Деевой М.Г. субсидии не имеется.

Отсутствуют в данном случае правовые основания и для применения по аналогии норм трудового права, регулирующих порядок возмещения затрат, связанных с обучением работника и устанавливающих условия снижения органом по рассмотрению трудовых споров размера ущерба, подлежащего взысканию с работника.

Таким образом, выводы суда о частичном удовлетворении иска являются необоснованными. Решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 362 ГПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Так как все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 ГПК РФ, принимает новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска к Деевой М.Г. о взыскании денежных средств полностью.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 29 апреля 2011 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Усть-Илимска к Деевой М.Г. о взыскании денежных средств отказать полностью.

Председательствующий:

А.В. Быкова

Судьи:

О.Ф. Давыдова

С.С. Амосов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200